Калининградская область. Переселенцы. История первых
Президентский фонд культурных инициатив подвёл итоги первого конурса 2021 года.
Общественное Учреждение Калининградской области Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» вошла в перечень победителей Первого конкурса 2021 года в тематическом направлении «Место силы. Малая родина. Региональная история. Локальная идентичность» с проектом
Калининградская область. Переселенцы. История первых
Творческая команда проекта «История. Люди. Память» https://www.youtube.com/channel/UCsdPBylmmhhR4sOGT4zgrYQ/videos и цикла видеофильмов «История в людях» https://www.youtube.com/c/Istoriivludah/videos
автор сценария и режиссёр Евгений Морозов и оператор-постановщик Евгений Спиваков
имеют 25-летний совместный опыт в создании историко-документальных видеофильмов по истории Калининградской области – снято более 50 видеофильмов на данную тему.
Проект «Калининградская область. Переселенцы. История первых» направлен на сбор воедино воспоминаний непосредственных участников и живых свидетелей тех событий, а также статистические данные из архивных источников, семейных альбомов и музейных экспозиций. Документальное видеосвидетельство с первыми переселенцами параллельно с публикациями, статьями, репортажами и очерками представят полноту картины о первых годах заселения края, как историю отдельных людей, так и истории семей и землячеств на территориях калининградских муниципальных образований.
Цель проекта
- Создание историко-документального видеофильма на основе интервью, воспоминаний непосредственных участников и живых свидетелей переселенчества в Калининградскую область.
- Публикации, очерки, репортажи, заметки на страницах творческой команды «История. Люди. Память» в социальных сетях: https://www.facebook.com/ProektHistoryk39/ * https://www.instagram.com/HistoryK39/ * https://vk.com/historyk39
- Показы историко-документального видеофильма в населённых пунктах, где велись съёмки и записи интервью, а также в эфире регионального телеканала ТВК "Каскад".
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
-
Попечительские учреждения для немецких детей
Школы и детдома для детей немецкого населения на территории Калининградской области просуществовали недолго. Организация сети этих госучреждений и их деятельность не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, детские учреждения создавались для решения идеологических задач: если бы немцы остались в области, то нужно было решать проблему их интеграции в советскую систему. С другой стороны, детские дома создавались для того, чтобы помочь детям-сиротам выжить.
-
Новая волна ликвидации детской беспризорности
В августе 1947 года в детдомах находилось 3800 немецких детей, а продукты были выделены лишь на 3,5 тыс. человек, то есть 300 детей обеспечивались питанием за счет сокращения норм остальным. Одна из воспитанниц такого дома вспоминала: “…Имелась, правда, еда, однако, ее всегда не было достаточно, чтобы быть сытыми. Но по сравнению с детьми, которые не находили приюта, нам было хорошо. Мы имели крышу над головой и кровать”. Трудно с продовольствием было и в русских детских домах, что усугубилось неурожаем 1946/47 годов.
-
НЕМЕЦКИЕ ДЕТИ-СИРОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (1945—1948 гг.)
-
Традиции в Калининград импортировались, а историю еще только предстояло познать.
Заселение области людьми преимущественно из Центральной России подтверждало стремление сделать Калининград советским регионом с русским обликом и предопределяло практическое решение о принадлежности области к РСФСР. Калининградская региональная идентичность не вбирала в себя ни отношение к культурному пространству, которое географически совпадало с Калининградской областью, ни историю края или конкретно его исконных жителей.
-
Будущее предстояло еще создать.
В связи с отсутствием ясно определенных установок из Москвы по переименованию населённых пунктов местные органы власти посчитали самым надежным вариантом строго придерживаться, не отступая ни на шаг, генеральной линии. Тем не менее эти старания периферии в точности исполнить не вполне ясно выраженные ожидания центра в результате привели, прежде всего к удивительной обезличенности канонических символов: Калининградская область лишилась всего того, что составляло собственную специфику этого края. По преимуществу в ее новой топонимике были воспроизведены названия русских городов и поселков, удаленных друг от друга на многие сотни километров, либо в ней нашли отражение идеологические штампы о светлом коммунистическом будущем.
Тем самым устранялись географические названия, связанные с немецким прошлым и утверждалась советская принадлежность этого края в настоящем.
-
«...теперь мы — калининградцы. Мы приехали домой…»
Различные источники доказывают, что большая часть калининградцев имела другой опыт и другие впечатления и испытывала затруднения в ощущении и отнесении себя к калининградцам.
Даже и по прошествии нескольких месяцев у переселенцев все еще не был завершен процесс ментальной акклиматизации.