История заповедания природы Куршской косы
Начиная с глубокой древности, природа Куршской косы и прилегающей к ней местности охранялась, при этом цели заповедания в разные эпохи были разными.
Заповедные леса язычников-балтов Коренным народом, населявшим Куршскую косу в XI – XIIIвв. и давшим ему имя, были курши - одно из западно-балтских племен.
Как и пруссы, обитавшие южнее, на Самбийском полуострове, курши были язычниками. Они жили в гармонии с природой, а лес – свою обитель, воплощение стабильности и защищенности - считали святым и неприкосновенным.
Источники упоминают, что пруссы и курши водили хороводы вокруг больших деревьев (дуба и липы), поклонялись им и приносили жертвы. Существовала также вера в волшебные свойства необычно искривленных и петлевидных деревьев, которые считались воротами в иной мир. В местном культе такие деревья обладали волшебной силой. Больных детей просовывали дважды сквозь древесные петли и, якобы заново родившись здоровыми, эти дети навсегда прощались со всеми своими хворобами.
Поваленное или склонившееся через тропу дерево считалось признаком несчастья, ведьмиными вратами, дорогой в мир духов.
Пройти под их сводом означало скорую погибель; к таким деревьям старались без нужды не приближаться и всегда обходили стороной.
Языческие атрибуты придавали особый смысл обитаемому пространству балтов, имели смысл поклонения, почитания, заповедности. За осквернение святынь виновный мог быть жестоко наказан. По одной из существующих версий, именно за нарушение границ священной рощи принял мученическую смерть от рук жрецов-вайделотов первый миссионер, пришедший в земли пруссов для обращения их в христианскую веру, – пражский епископ Войцех Адальберт. Согласно приведенной версии, место гибели миссионера расположено на северной оконечности Самбийского полуострова, в окрестностях современного г.Зеленоградска и Куршской косы.