+7 (963) 293-78-57

Главная Калининградская…

НЕМЕЦКИЕ ДЕТИ-СИРОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (1945—1948 гг.)

Большое число беспризорных детей и растущая детская преступность ставили перед новой властью задачу создания сети учреждений социального попечения для немецких детей. В начале 1946 г. по приказу коменданта военного округа было создано 16 временных детских домов, где находилось 1400 детей-сирот.

Среди немцев, оставшихся после окончания войны на части территории Восточной Пруссии, отошедшей к СССР, абсолютное большинство составляли старики, женщины и дети. Согласно проведенному военными властями учету по всей области на 1 июня 1946 г. насчитывалось 38286 детей в возрасте до 15 лет, что составляло 32% от немецкого населения. Многие из них были сиротами.

Кёнигсбергские дети-переселенцы в лагере Eggesin

Положение немецких детей было хуже, чем остальных групп немецкого населения. Первоначально снабжались хлебом только работающие немцы. Позже для детей ввели норму – 200 граммов хлеба в день – и выдавали ее при условии внесения их в продуктовую карточку работающих родителей. С лета 1946 г. дети до 16 лет стали получать 400 граммов хлеба в день. К сожалению, властям далеко не всегда удавалось соблюдать эти нормы.

Некоторые дети, оставшиеся без родителей, нашли поддержку и заботу со стороны церкви. Религиозная община Гуфен (руководитель – помощник пастора Нойман) воспитывала шестерых беспризорных детей. Для того, чтобы обеспечить сирот продовольствием, обслуживающий персонал выдавал этих детей за своих, поскольку служители культа имели продовольственные карточки. В октябре 1945 г. католическому священнику удалось, несмотря на все препятствия, получить разрешение комендатуры на обустройство сиротского дома в Марауненхофе (Большие пруды). С помощью общины организовали ремонт здания, для детей были выделены продуктовые карточки.

 

Много немецких сирот оказалось в больницах. В детские отделения попадали не только больные, но и здоровые сироты, дети больных матерей, подкидыши. Здесь они получали хоть какой-то уход и питание, крышу над головой. Больницы оказывались переполненными, поэтому продуктов не хватало. В центральной больнице Кенигсберга, в детском отделении, больные спали на полу или по 2—3 ребенка на одной койке. В таких условиях врачи вынуждены были больше не принимать детей, чтобы иметь возможность выходить хотя бы уже поступивших. В августе 1945 г. в центральной больнице скопилось около 100 здоровых детей. Чаще всего в больницах находились дети, страдающие эпидемическими заболеваниями.

 

Лишенные семьи и крова дети блуждали в поисках пропитания, рылись на мусорных свалках, некоторые жили воровством. Были случаи, когда немецкие дети находили убежище в русских офицерских семьях и там адаптировались, меняли фамилии и записывались русскими. Многие дети помогали своим семьям в добывании денег. Они торговали на рынках оставшимися вещами, иногда отправлялись на поиски пропитания в соседнюю Литву, где просили милостыню.

Несмотря на такую плачевную ситуацию, у детей сохранялось стремление к учебе. Сформировались школы, в которых прежние немецкие учителя обучали по 10—15 детей, чтению и письму. Церковь тоже не осталась в стороне. Пастор Хуго Линк учил детей алфавиту по “Новому завету”.

Большое число беспризорных детей и растущая детская преступность ставили перед новой властью задачу создания сети учреждений социального попечения для немецких детей. В начале 1946 г. по приказу коменданта военного округа было создано 16 временных детских домов, где находилось 1400 детей-сирот.

Четкой системы сбора беспризорных детей не существовало. Детские приемники-распределители и детские комнаты только начали создаваться, что тормозило определение немецких сирот в детские дома. В апреле 1946 г. Временное гражданское управление области приняло решение об увеличение числа детских домов. К 28 мая 1946 г. в Кенигсберге насчитывалось 5 детских домов и 14 при районных комендатурах, где проживали 2468 немецких детей-сирот. В июне 1946 г. немецкие детские дома были переданы в ведение отдела народного образования. С этого момента руководство детскими домами должны были осуществлять гражданские власти. Число детских домов увеличивалось по мере прибывания сирот. Количество детей в каждом из них зависело от характера детского дома: школьный, дошкольный, смешанный; сельский или городской. Из 19 детских домов для немецких детей было 4 школьных (здесь находились дети старше 7 лет), 1 дошкольный (дети до 7 лет) и 14 смешанных. Очень часто в детских домах находилось детей больше, чем они могли вместить. К примеру, Калининградский детский дом № 1 по ул. Киевской, 14 был рассчитан на 150 детей, а жили там 212 человек. В Гурьевском детдоме Лиска-Шаакен (поселок Некрасово) находилось 54 ребенка. К 1 сентября 1947 г. в области уже насчитывалось 23 детских дома с общим числом 3355 детей, среди которых было 68 русских.

В организации сети детских учреждений новым властям пришлось столкнуться с рядом проблем. И прежде всего встал вопрос с помещениями. Поначалу для детских домов подбирались наскоро приспособленные и необорудованные здания, часто не имевшие водопровода, канализации. Нередко они оказывались занятыми другими организациями и процесс их передачи затягивался. Иногда детским домам передавалось несколько зданий. Так, калининградский детдом № 5 “Кведнау” (Северная гора) занимал 5 строений, но все они требовали капитального ремонта.

В феврале—марте 1946 г. военными организациями, а позже органами милиции и народного образования проводилась работа по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей. Сначала дети попадали в детприемники-распределители, затем их по путевкам облоно направляли в детские дома.

В двух детдомах Кенигсберга № 2 (по ул. Верхнеозерной, 17/19) и № 4 (по ул. Химической, 29) были созданы детские приемники-распределители. В них помещали детей, собранных с улицы. Здесь они находились в течение 10—15 дней, проходили медосмотр, затем их направляли в детские дома. Через детприемники прошло около 400 детей. Создавались и детские комнаты при милиции, которые также занимались выявлением беспризорных. Такие комнаты были созданы в Калининграде при 5-м и 7-м отделениях милиции, в Советске и Черняховске. Их открывали на железнодорожных станциях и водных пристанях. Кроме этих учреждений предполагалось организовать детскую колонию с промышленным профилем на 500 человек и определить туда детей-сирот старше 14 лет, которые получали бы профессиональные навыки и затем трудоустраивались.

Особенно много немецких детей поступило в детские учреждения в суровую зиму 1946 /1947 гг., поскольку была большая смертность от голода, истощения и холода. Такой зимы в Восточной Пруссии немцы не помнили. Они говорили русским переселенцам: “Вы привезли с собой зиму”. В результате высокой смертности среди немецкого населения много детей оказалось на улицах, немало их было из многодетных семей, о чем свидетельствует список сиротского дома Лиска-Шаакен, где находилось по 3—6 детей из одной семьи. Попадали в детские дома и дети, родители которых были осуждены за воровство продуктов.

 

Фрагмент статьи Строгоновой Н. А., старшего научного сотрудника БФУ им. И. Канта.

Продолжим в следующей публикации…

Фотографии из фондов Государственного архива Калининградской области и с сайта https://waralbum.ru/

  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
Пленэр Летняя Арт-Лаборатория

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Маленькая студия, где можно собраться творческим людям разных возрастов и профессий порисовать, обменяться своими идеями.

https://vk.com/club179551350

УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Организация работает с разными категориями населения, разных возрастов и физических возможностей (включая лиц с ограниченными возможностями и лиц с психическими отклонениями) в зависимости от их личной заинтересованности деятельности реализуемой организацией (каждый имеет право на самореализацию).

+7 (963) 293-78-57