Попечительские учреждения для немецких детей
Кроме детских домов и детприемников-распределителей, многие относительно здоровые немецкие дети находили приют в больницах. На 1 ноября 1947 г. в областной больнице Калининграда находилось 83 таких ребенка, в инфекционной было 30. Больные дети лечились как в больницах общих для всего населения области, где имелись немецкие отделения, так и в специальных больницах для немецкого населения. Немецкие дети составляли 88% (374 человека) от общего число детей, находившихся в больницах.
В октябре 1947 г. в связи с выездом немецкого населения с территории Калининградской области немецкие детские дома были отданы под детдома для советских детей или школы.
Ситуация с попечительскими учреждениями для немецких детей была крайне сложная. Однако дети получили помощь от советского государства. Детские дома для детей немецкой национальности создавались на таких же принципах, как и для русских детей. Их финансирование осуществлялось за счет областного бюджета и первое время даже русские дети-сироты находились в немецких детдомах. Сказывались и объективные трудности с устройством немецких детей: послевоенная разруха, голод 1946/47 гг.
Выселение немцев с октября 1947 г. повлекло за собой ликвидацию всех учреждений, созданных для немецкого населения. В первую очередь этот регион должны были покинуть дети-сироты и старики из домов престарелых, то есть те, кто не работал и находился на гособеспечении. Первый состав немецких переселенцев отправился в Германию 22 октября 1947 г. Воспитанники детдомов перед отъездом тщательно осматривались врачами; если среди них были больные, их оставляли до следующего выезда. Сирот снабдили новой одеждой. Первыми покинули свою родину воспитанники калининградских домов. 24 октября 1947 г. эшелоном № 2 выехало свыше 600 детей. Их сопровождали воспитатели и медперсонал. Следующий эшелон с детьми был отправлен в советскую зону оккупации Германии 26 октября 1947 г. В этом составе выезжали дети из Ладушкинского, Приморского и Гурьевского районов, всего в эшелоне было 2331 ребенок. За октябрь—ноябрь 1947 г. за пределы области выехало свыше 10 тыс. немцев, среди которых было около 4 тыс. детей из детдомов и детприемников-распределителей. Детдомовские дети составили 40% от выехавших за это время. До осени 1948 г. оставшиеся дети отправлялись в Германию вместе со взрослыми немцами. Остальные дети покидали этот регион со своими родителями. Всего за пределы области было депортировано 102 494 человека, из них 33 622 ребенка, то есть примерно треть от общего числа выехавших.
После того как немецкое население было выселено с территории Калининградской области, немецкие дети, которые бежали в свое время в Литву, оставались еще там. Они работали у литовских крестьян. Многие немецкие дети попадали в Литву в качестве дешевой рабочей силы. Литовские крестьяне приезжали в Калининградскую область для торговли сельхозпродуктами, а на обратном пути увозили детей. В Литве дети прятались. Если они заболевали, то не обращались в больницу, так как не умели говорить ни по-русски, ни по-литовски. Некоторые дети попадали в детские дома уже в Литве, где они получали литовское имя. Так, из немецкой девочки Ханкелоре Вайнтке получилась Анжела Вайвадите. Бывшие немецкие дети, ставшие по документам литовцами, иногда работали в сельском хозяйстве и не ходили в школу, иные окончили лишь семь классов. Когда выселяли немцев из Калининградской области и из Клайпеды, о спрятавшихся детях в большей части Литвы никто тогда не думал. Однако эти дети продолжали бояться, что их обнаружат, и только в 1952 г. МГБ была принята директива № 202, по которой оставшиеся немцы смогли легально стать советскими гражданами. Впоследствии они создали в Литве семьи, воспитали детей, некоторые узнали о родственниках, проживающих в Германии. Из-за отсутствия достоверных документов трудно определить, какое число немецких детей осталось в Литовской ССР.
Так сложилась судьба маленьких жителей этого края. Школы и детдома для детей немецкого населения на территории Калининградской области просуществовали недолго. Организация сети этих госучреждений и их деятельность не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, детские учреждения создавались для решения идеологических задач: если бы немцы остались в области, то нужно было решать проблему их интеграции в советскую систему. С другой стороны, детские дома создавались для того, чтобы помочь детям-сиротам выжить.
В политике Советского государства по отношению к немецким детям можно выделить несколько этапов:
Первый этап – май 1945—начало 1946 г. – пришелся на время функционирования в области военных органов власти. Главной задачей военных и чрезвычайных органов управления стало обеспечение продовольствием немецких детей, как, впрочем, и всего немецкого населения.
Ко второму этапу относится организация учреждений социального попечения немецких детей (февраль—лето 1946 г.). Основной проблемой в это время стало выявление детей-сирот из числа немцев и определения их в создаваемые детские дома.
Третий период (18 июля 1946 г.—октябрь 1947 г.) связан с созданием школ и увеличением числа детских домов. На этом этапе новые органы власти должны были создать сеть государственных учреждений для детей немецкой национальности.
Последний этап приходится на выселение немцев из Калининградской области в советскую зону оккупации Германии (11 октября 1947 г.—октябрь 1948 г.). Большинство немецкого населения, а нетрудоспособные в первую очередь, было депортировано из региона.
Фрагмент статьи Строгоновой Н. А., старшего научного сотрудника БФУ им. И. Канта, «НЕМЕЦКИЕ ДЕТИ-СИРОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (1945—1948 гг.)».
Фотографии из фондов Государственного архива Калининградской области