ПАСТЕЛЬ
ПАСТЕЛЬ [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.
1. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО!
2. НЕ НУЖНО НОСИТЬ БАНОЧКУ С ВОДОЙ И КИСТИ!
3. ПАСТЕЛЬЮ МОЖНО РАБОТАТЬ ОДИНАКОВО ХОРОШО НА ХОЛСТЕ, БУМАГЕ, ЦВЕТНОМ КАРТОНЕ!
4. МОЖНО КАРТИНУ СДЕЛАТЬ ВСЕГО НЕСКОЛЬКИМИ ЛИНИЯМИ, ВЕДЬ ФОН УЖЕ ЕСТЬ – ЭТО ЦВЕТ ОСНОВЫ ПОД РИСУНОК!
5. ТЕХНИКА ПАСТЕЛИ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ЭТЮДОВ ЧЕМ КРАСКАМИ!
При постоянно меняющемся освещении и состоянии природа это особо ценно!
РАЗНОВИДНОСТИ ПАСТЕЛИ
1. МАСЛЯННАЯ - производится из пигмента С ЛЬНЯНЫМ МАСЛОМ путём прессовки. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных.
2. СУХАЯ - аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
3. ВОСКОВАЯ - основу замеса составляют воск высшего качества и пигменты.
Пастель бывает: твёрдая и мягкая.
Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, боковую сторону бруска можно использовать для тона, а для тонких линий и проработки деталей острую часть.
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.
ТИПЫ БУМАГИ ДЛЯ ПАСТЕЛИ:
НАЖДАЧНАЯ БУМАГА — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата или можно просто купить в стройматериалах малые листы. Значительно дешевле;
ПАСТЕЛЬНАЯ ДОСКА — выполняется из крошечных частиц пробки;
БАРХАТНАЯ И ВЕЛЮРОВАЯ БУМАГА — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа;
БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ - плотные листы или картон с фактурной поверхностью. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе;
Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба белый мякиш — без сдобы. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений.
Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.