Поместье, о котором пойдёт речь, вызывает немалый интерес у местных жителей до сих пор…
Усадебное наследие Восточной Пруссии, которое в основном утрачено, да и процесс разрушения которого продолжается и сейчас, могло бы стать великолепным поводом создания музея прусской усадебной жизни. История, происхождение, архитектурная ценность, художественная значимость внутреннего убранства и культура усадебного быта – всё это имеет основание для изучения усадебных комплексов, включавших господский дом и целый ряд различных хозяйственных построек.
Барские дворцы были окружены ухоженными парками с многочисленными садовыми павильонами, монументальными скульптурами, редкими породами растений, в числе которых встречались старые деревья, оформленные и подстриженные в виде храмовых зданий. Среди зелени располагались захоронения членов дворянских семей, отмеченные скульптурными памятниками, памятными колоннами, капеллами и мавзолеями.
Поместные жилища, не имевшие, в отличие от средневековых замков, фортификационных функций, в провинции начали строить в конце XVI – начале XVII века. Многие из них выросли на месте небольших орденских укреплений или охотничьих домиков, расположенных среди лесных угодий, принадлежавших прусским курфюрстам и их приближённым.
Расцвет строительства дворцов пришелся на первую половину XVIII века, что связано с коронованием в 1701 году курфюрста Фридриха III, переименованного в короля Фридриха I. Подданные нового правителя Пруссии призваны были вести соответствующий аристократический образ жизни, ориентиром для которого служил французский двор. Немецкий искусствовед Антон Ульбрих писал в своей книге «История искусства Восточной Пруссии с Орденского времени до современности», изданной в 1932 году, что именно в период с 1680 по 1750 годы было построено наибольшее количество сельских поместий и дворцов, в облике которых было особенно заметно французское влияние.
В XIX – начале XX века продолжали строить новые усадьбы, но, главным образом, перестраивались старинные поместья, которые приспосабливались к растущим требованиям комфорта, новым эстетическим вкусам и экономическим запросам владельцев.
Долгое время усадьбы Восточной Пруссии, их архитектура, владельцы и создатели не были предметом значительного научного интереса ни в России, ни за рубежом. Первые исследования сельских усадебных дворцов Восточной Пруссии появились в межвоенное время XX века, но лишь на рубеже III тысячелетия возрос научный интерес к частично уже утраченному достоянию.
Немного напомнили нашим подписчикам фрагмент работы Ирины Викторовны Белинцевой, кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника филиала ФГБУ «Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Минстроя России», скрупулёзно изучающей усадебное наследие Восточной Пруссии.
Поместье, о котором пойдёт речь, вызывает немалый интерес у местных жителей до сих пор… Его взорвали после Второй мировой, но прежде вывезли немало ценностей…
На странице ВКонтакте известного архивариуса Анатолия Бахтина буквально недавно была опубликована подборка изображений усадьбы Байнуннен.
Отправимся в прошлое этого места и приглашаем познакомиться с историей былого величия имения Байнуннен (посёлок Ульяновское Озёрского района) с дворцом и парком, издавна принадлежавшего самым богатым семьям в Пруссии Шлибен, затем Лендорфф, потом Дёнхофф, а в 1793 году – Фаренхайд.
«Сан – Суси на востоке» – называли в Восточной Пруссии музейный комплекс «Байнунен». Его организатором был Фриц фон Фаренхайд (1815-1888). Имея большие успехи в сельскохозяйственном производстве, он сосредоточил своё внимание на служении искусству и жизни в мире искусства.
Большую часть прибыли от своего богатого имения он расходовал на приобретение оригиналов скульптурных портретов, на заказы их копий и отливок в лучших мастерских Европы. Он был активным участником картинных аукционов, приобретая в основном, произведения художников XVI – XVIII веков.
Во время многочисленных поездок по различным странам Фриц Фаренхайд приобретал оригинальные произведения античной эпохи.
От былого музейного комплекса Байнунен, огромного дворца в позднеклассическом стиле, сейчас ничего не осталось. На его месте растут только лиственные деревья свидетели послевоенных событий. Вся территория бывшего комплекса покрыта следами прошлого и настоящего кладоискательства. Повсюду в зарослях лежат, покрытые тленом времени архитектурные фрагменты – остатки колонн, части междуэтажных поясков и карнизов, лестничных маршей и перил, всевозможной лепнины, керамические облицовочные плиты, фрагменты декоративной посуды и кузнечных изделий постаменты из-под исчезнувших скульптур. Такое же впечатление забытости и неприкаянности вызывает и бывший парк, который вместе с дворцом называли "восточным Сан-Суси" ("Без забот"). От него сохранились только заросшие кустарником дорожки, да заболоченные бывшие озёра. Парк нисколько не отличается сейчас от окружающих его перелесков. Нарушение дренажной системы привело к повышению уровня грунтовых вод, а местами – к подтоплению и заболачиванию территории…
Проект «История. Люди. Память» перемещается в Озёрский район, темой очередного сюжета творческой команды станет продолжение рассказа о своеобразном архитектурно-хозяйственном феномене – усадьбах и поместных хозяйствах Восточной Пруссии.