Дейма – судоходный канал от Тапиау до Лабиау. Это был первый практический шаг по созданию обустроенной речной судоходной сети в Восточной Пруссии.

История Гвардейска началась задолго до Тевтонского ордена. В районе современного города у слияния Деймы и Преголи находилось прусское селение Зугубри. Недалеко находилась и прусская крепость с таким же названием. По преданию крепость основал витинг (так крестоносцы называли представителей прусской знати) Сапелле. Вся местность вокруг называлась Тапиов. Поэтому, спустя некоторое время, селение получило другое название Тапиом.
Впервые рыцари Немецкого ордена появились здесь в конце 1255 года, во время похода на Земланд. Во время подавления прусского восстания в 1265 году, братья ордена основали на месте селения Тапиом деревянную крепость. Оригинальничать с названием они не стали и назвали ее как местность вокруг – Тапиов. По замыслам крестоносцев крепость должна была стать своеобразным форпостом на пути в Кёнигсберг из Надровии.
После же окончательного подавления прусского восстания в 1272 году колонисты основали здесь поселение, как обычно – у стен крепости. В 1275 году крепость подверглась осаде и штурму литвинов. Несмотря на некоторые успехи, взять крепость они не смогли. Однако осада показала неудачное месторасположение крепости. Поэтому в 1280 году рыцари ордена перенесли замок на окруженный с трех сторон водой полуостров. После оборудования крепостного рва крепость оказалась соединенной с землей только подъемным мостом. Тогда же в 1280-м Тапиов стал центром комтурства и оставался им до 1301 года. Известно имя первого комтура Тапиова – Ульриха Бавуваруса. Спустя год в 1281 году он погиб в сражении с племенем судавов.
После переноса столицы ордена в Мариенбург в 1309 году на прусских землях окончательно оформилось государство Тевтонского ордена. Это способствовало постройке новых замков из камня. Тапиов был перестроен в камне в 1340 году. Окончательное завершение работ по строительству замка Тапиау произошло в 1350 году под руководством маршала ордена Зигфрида фон Даненфельде.Тогда же был построен канал со шлюзами Тапиов – Лабиов (Полесск), предназначенный для осуществления водных коммуникаций внутри страны. Понимая важность использования рек в транспортных и стратегических целях, орден с 1372 года начал проводить гидростроительные работы на реке Дейме. Была предпринята неудачная попытка соединить Дейму с рекой Мемель, минуя опасный для мореплавания Куршский залив.
В Средневековье на малозаселенных лесисто-болотистых пространствах Пруссии было мало дорог и основными внутренними путями сообщения являлись реки, озера и заливы. Но мелководье и извилистость рек затрудняли судоходство и требовали принятия действенных мер по улучшению фарватеров.
В 1395 году по распоряжению Великого магистра Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена было спрямлено и расширено извилистое русло реки Деймы. Фактически был прорыт глубокий судоходный канал от Тапиау (Гвардейск, Калининградская область) до Лабиау (Полесск) Это был первый практический шаг на пути к созданию обустроенной речной судоходной сети в бассейне реки Прегель.
В результате работ на реке, Дейму спрямили и расширили, построили канал в 1395 – 1410 годах, а в 1430 году — шлюз у Лабиау.В дальнейшем Дейма стала глубоким судоходным каналом от Тапиау до Лабиау. Это был первый практический шаг на пути к созданию обустроенной речной судоходной сети в Восточной Пруссии. Затем на протяжении четырёх столетий шаг за шагом были спрямлены и углублены другие реки, построены малые и большие судоходные каналы.
Проект «История. Люди. Память» приступает к работе на территории Гвардейского района. Один из репортажей с рабочим названием «Дейма – гидротехнический проект» поведёт речь об освоении речной сети в средние века.