Послевоенная история Мазурского канала. Продолжение...
Послевоенная история Мазурского канала
Период с начала 1960-х годов по 1990 год.
Очевидно, 1960-е годы стали переломными в судьбе российской части Мазурского канала. Около 55 лет назад по неизвестным причинам вода в канале исчезла. 50—55 лет — это примерный возраст самых старых деревьев, которые растут сейчас в обезвоженном русле канала. Кроме того, в снятом в 1967 году советском фильме «Весна на Одере» хорошо видно, что на шлюзе Георгенфельде отсутствуют (или открыты) верхние ворота и вода стекает в камеру шлюза прямо с порога верхней головы, как и сегодня, т. е. в канале ее уже фактически нет. Также можно увидеть, что кабельные каналы вскрыты, кабели и часть привода нижних ворот (валопровод, редуктор и электродвигатель) демонтированы. Без валопровода и редуктора нижние ворота шлюза уже не могли функционировать даже в ручном режиме. Из этого следует, что демонтаж электрического и другого высокотехнологического оборудования шлюзов начался еще до середины 1960-х годов.
Трудно объяснить столь быстрое исчезновение огромных масс воды естественными причинами — высыханием или утечкой через гидротехническое оборудование шлюзов, которое осталось без технического обслуживания. Остается предположить, что в связи с решениями варшавской конференции 1958 года и невозможностью обеспечить поддержание работоспособного состояния гидротехнических устройств канала, их техническое обслуживание и консервацию советской стороной было принято решение ликвидировать советскую часть Мазурского канала как воднотранспортный путь и снять его с баланса ГРВПиС. Чтобы осуществить это технически, требовалось выпустить воду поочередно из всех пяти секций канала через шлюзы, начиная с нижних. Логика объяснима: нет воды в канале — нет воднотранспортного пути и необходимости его технического обслуживания.
Данная версия подтверждается свидетельствами старожилов пос. Дружба о серии водосбросов через шлюз Алленбург I и затоплении прилегающей территории в середине 1960-х годов. Об этом также свидетельствовали характерные повреждения стальных балок временного запорного щита на верхней голове этого шлюза, которые, видимо, были согнуты при гидравлическом ударе мощного потока воды. Сейчас они разобраны, но на снимках 1990 г. и даже 2000 г. хорошо видны.
Таким образом, к началу 1970-х годов советская часть Мазурского канала фактически лишилась ведомственной принадлежности. Если справочник «Внутренние водные пути СССР» 1975 года издания еще относит р. Лаву к водным путям и сообщает, что «все гидросооружения на р. Лаве и Мазурском канале находятся на консервации», то на карте водных путей Калининградской области 1976 года ни р. Лава, ни Мазурский канал уже не обозначены внутренними водными путями.
В результате канал был заброшен, а оборудование гидротехнических сооружений и шлюзов из-за отсутствия технического обслуживания ржавело и приходило в негодность. Природа возвращала свое — русло канала и откосы дамб стали стремительно зарастать деревьями и кустарником. Позже, благодаря небольшому току воды, поступающей в обезвоженный канал из дренажных канав и ручьев, бобры возвели каскады плотин, и канал на некоторых участках наполнился водой до глубины не более 1 м. На мелководьях это привело к заболачиванию и зарастанию русла канала тростником. С возрастанием хозяйственной деятельности колхозы и лесхозы построили насыпные переправы через канал с проложенными под ними трубами. Таких переправ на российском участке канала четыре. В некоторых местах для устройства переездов через обезвоженный канал срезали дамбы, но сами переезды так и не обустроили. Также были повреждены или разрушены несколько дюкеров и практически все сифоны.
Это нарушило водообмен канала с мелиоративной системой и в ряде случаев привело к подтоплению и заболачиванию прилегающей местности. В другом случае дамбу канала использовали как запруду для ручья, протекающего под каналом по дюкеру, который закупорили. Здесь же сделали проход в дамбе, через который в русло канала стекала вода при переполнении образовавшегося пруда.
В связи с отсутствием перспектив достройки польской части канала после решений варшавской конференции 1958 года и в целях исключения возможности аварийного прорыва воды из оз. Рыдзувка (бывш. Резауэрзее) в недостроенный канал, в Польше предприняли соответствующие меры: вальцовый затвор ворот безопасности, а также верхние ворота и затворы шлюза Зандхоф/Пяски заблокировали в закрытом состоянии. Кроме того, демонтировали затвор сберегательного бассейна и все электрическое оборудование, которые стали не нужны из-за отсутствия технической возможности шлюзования. После этого на Мазурском канале не осталось ни одного аутентичного шлюза в исправном состоянии. В 1970-х годах на шлюзе Зандхоф/Пяски уплотнили зазоры верхних ворот, а также укрепили все временные строительные плотины. В дальнейшем эти работы стали проводить регулярно. Однако обеспечить надежную охрану остальных недостроенных шлюзов и других гидротехнических объектов канала не удалось. Часть их металлического оборудования была разворована.
Фрагмент работы исследователя Мазурского канала, краеведа, инженера Юрия Дмитриевича Бардуна.
Продолжение следует...