Дюкеры... сифоны... бетонные колодцы... о системе подпитки Мазурского канала
Одним из любопытных и местами сохранившихся в системе мелиорации элементов на территории Калининградской области являются подводные дюкеры.
Слово «дю́кер» произошло от нидерландского «duiker» и пришло в русский через немецкий «Düker» – «сифон» — напорный участок трубопровода. Сфера применения дюкеров весьма разнообразна. Обычно подводный переход прокладывается под руслом водоема или же по дну оврага. Его эффективно используют также под железной дорогой или автомобильной магистралью. Дюкер повсеместно применяют в системах водопровода и орошения. Нашел он своё применение также и в гидроэнергетических конструкциях и магистральных нефтепроводах. Движение потока воды внутри дюкера осуществляется при помощи насосов или же самотеком. При этом используются разности отметок местности. Это либо самотечные, либо гравитационные дюкеры. Основная характеристика дюкера — максимальная пропускная способность. Расход воды определяет размеры его поперечного сечения.
В подробном знакомстве с гидрологическим проектом Мазурского канала, указано, что после консультаций с фермерами близлежащих хозяйств было принято решение о строительстве вдоль трассы канала обширной мелиоративной системы на площади до 19 тысяч гектаров, в районе озера Мауэрзее водохранилищ для накопления в них дождевых и талых вод, стоков окрестных ручьев и малых рек с целью подпитки водой и канала и озера в засушливое время года. Через дюкеры с сифонами, таким образом, должен был происходить водообмен между каналом и прилегающей мелиоративной системой.
В засушливые годы канал подпитывался бы водой из окрестных ручьев и дренажных канав, а при паводках и обильных осадках из канала излишняя вода в них отводилась бы. При этом на каньонных участках канала водообмен шёл бы в обе стороны, а на насыпных, дамбированных — только из канала в мелиоративную систему.
На страницах проекта в социальных сетях об истории мелиорации в Восточной Пруссии опубликовано несколько исследовательских статей https://www.facebook.com/ProektHistoryk39/posts/374786217554181 с подробным знакомством по своей сложности и оснащённости механизмами мелиоративной системы, которая относилась к одной из лучших в Европе. https://vk.com/wall-168806484_1449
Дюкеры прокладывались под руслом канала и представляют собой U-образные или прямые наклонные бетонные трубы круглого (овального) сечения. Дюкеры оборудованы бетонными, реже — кирпичными, водозаборами и водовыпусками, которые расположены у основания внешних откосов дамб. Водозаборы закрыты сороудерживающими решетками.
Дюкеры прокладывались под руслом канала и представляют собой U-образные или прямые наклонные бетонные трубы круглого (овального) сечения. Дюкеры оборудованы бетонными, реже — кирпичными, водозаборами и водовыпусками, которые расположены у основания внешних откосов дамб. Водозаборы закрыты сороудерживающими решетками.
В состав большинства дюкеров входит также сифон, который расположен на внутреннем откосе канала у уреза воды. Сифон представляет собой вертикальный распределительный бетонный колодец. Он оборудован водозабором, двумя водовыпусками (в канал и в дюкер) и плоским деревянным затвором вертикального действия. В поднятом состоянии затвор отсекает канал от сифона, но при превышении допустимого уровня воды в канале затвор работает как переливной и пропускает воду из канала в сифон и дюкер через свою верхнюю грань. Данная функция затвора была основной.
Устройство сифона: 1 — колодец; 2 — затвор; 3 — дюкер; 4 — сороудерживающая решетка; 5 — крышка; 6 — внутренний откос канала; 7 — рабочий уровень воды в канале; 8 — предельный уровень воды в канале
В опущенном состоянии затвор запирает выпуск воды из колодца в дюкер и открывает его в канал. Этот режим затвора применяется в период заполнения канала водой при завершении строительства, а также при проведении технического обслуживания или ремонта дюкера. Конструктивно затвор закреплен на штанге и перемещается по вертикали в специальных пазах на стенках колодца. Подъем затвора осуществляется за штангу с помощью переносной тросовой лебедки. Штанга размещена внутри двух стоек с вертикальными рядами отверстий. Она фиксируется на необходимой высоте с помощью двухопорных подхватов (шпилек), вставляемых под специальный упор на штанге в отверстия на стойках. Шаг отверстий по вертикали на стойках и соответственно дискретность высоты установки затвора, которая задает предельный уровень воды в канале, составляет 10 см.
Со стороны канала водовыпуск закрыт сороудерживающей решеткой, установленной в специальные пазы на стенках водовыпуска. Сверху сифон закрывается деревянной крышкой.
Водопропуски предназначены для подпитки канала водой из дренажных канав и малых ручьев. Они прокладываются под дамбами канала. На Мазурском канале применены два типа водопропусков:
— туннельные железобетонные конструкции с откосными крыльями с двух сторон водовода;
— железобетонные трубопроводы с оголовками в виде прямоугольных блоков или лотков.
Водопропуски предназначены для подпитки канала водой из дренажных канав и малых ручьев. Они прокладываются под дамбами канала. На Мазурском канале применены два типа водопропусков:
— туннельные железобетонные конструкции с откосными крыльями с двух сторон водовода;
— железобетонные трубопроводы с оголовками в виде прямоугольных блоков или лотков.
Водопропуски первого типа представляют собой прямоугольные или сводчатые туннели различного сечения, перекрываемые плоскими деревянными затворами вертикального действия. Подъем и фиксация затвора осуществляются аналогично сифонам дюкеров.
Водопропуски второго типа — это обычные железобетонные трубы диаметром до 0,5 м без затворов.
На Мазурском канале выявлено 13 дюкеров, в том числе 8 с сифонами, и 7 водопропусков. В настоящее время на российском участке канала из-за отсутствия технического обслуживания многие из них разрушены и находятся в нерабочем состоянии.
Крышки кирпичных колодцев подземной дренажной галереи между озёрами Красота и Свободное (Штоббен) канала Виррграбен.
По материалам статьи Юрия Дмитриевича Бардуна «МАЗУРСКИЙ КАНАЛ. ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО», опубликованной в сборнике статей «Калининградские архивы» выпуск 15 2018 года.
По материалам статьи Юрия Дмитриевича Бардуна «МАЗУРСКИЙ КАНАЛ. ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО», опубликованной в сборнике статей «Калининградские архивы» выпуск 15 2018 года.