Итак, мы его увидели... В минувшее воскресенье прошли от первого до пятого шлюза легендарного Мазурского канала.
Мазурский канал...
Недостроенный грандиозный дорогостоящий гидрологический проект...
Любого, кто оказался хотя бы у одного из сооружений этой инженерной задумки, оставляет под мощным переживанием и впечатлением надолго.
Действительно, к реализации идеи соединить Мазурские озера с Балтийским морем, подступали несколько раз. Были задумки наладить судоходство через реку Анграрпа, углубили и обустроили гидроузлы на реке Преголя и, наконец, решились завершить водный транспортный путь, капитально вложившись в строительство Мазурского канала. Но не случилось...
Множество причин повлекло в своё время отказаться от различных проектных решений, начиная с 18 века и легендарного вдохновителя и государственного прусского деятеля Домхардта. Сложности возникали на территории богатых, но мелководных речных сетей, требовалась серьёзная подпитка водных ресурсов и, соответственно, мелиорация земель... не каждый землевладелец соглашался лишить влаги свои земельные пахотные наделы.
Ушли годы на доработку вариантов судоходных проектов. Ускорило развитие водных сообщений геополитическое положение Восточной Пруссии, сложившееся после Первой мировой войны. Будучи оторванной от большой Германии и имевшей сложную транспортную связь с ней, водные пути стали единственными вне политики и готовыми экономически сохранить привлекательность провинции.
Капитальное строительство, начатое в 1912 году и прерванное Первой мировой, продолжилось в 1936 году. Строили круглый год, днём и ночью, останавливая работу лишь в сильный мороз. Впервые применялась работа экскаваторов. Распространённый клёпочный способ соединений элементов заменили на уже нам привычный сварочный. Но, однако, не достроили...
На страницах в социальных сеях нашего проекта мы подробно рассказывали о судоходстве в Пруссии, развитии водного пути в низовьях рек Преголи, Алле, Деймы, Немана... и конечно же останавливались на детальном рассмотрении Мазурского канала.
Чуть больше 50 км так и не смогли соединить в единый судоходный канал. Сохранились шлюзы, необходимые для прохождения судов и составлявшие основную концепцию рукотворного канала. Их строительство шло со стороны реки Лава и первым был построен шлюз Алленбург в посёлке Дружба. Затем рядом второй шлюз. К 100% готовности были сооружены и подготовлены третий, четвертый, пятый и шестой шлюзы... В разгар Второй мировой войны строительство велось до 1942 года и остальные, входившие в комплекс канала были в разной степени - от 15% до 60%, оставлены, не достроены.
После боевых действий территория Восточной Пруссии была поделена между Советским Союзом и Польшей, а вместе с ним и Мазурский канал. На территории нашей области замерли в ожидании судьбоносных решений практически готовые принимать небольшие суда первые пять шлюзов. Шестой, также готовый к чему-то, находится на территории Польши.
Возле первого шлюза весной этого года в Домике смотрителя шлюза открылся Музей Мазурского канала. Душевно встречают каждого в Музее известная семья в сохранении исторических объектов в Калининградской области - Наталья и Владимир Созиновы.
В минувшее воскресенье волонтёрам проекта удалось познакомиться с идеей судоходства, с каждым шлюзом и увидеть собственными глазами легендарный рукотворный канал.
Готовится к передаче сопроводительный материал туристического маршрута по Правдинскому району вокруг Мазурского канала.
По дороге в Правдинск многие останавливаются у кирхи Борхерсдорф в Зеленополье, о которой создан сюжет https://www.youtube.com/watch?v=2j2V7fko9sQ и публикации https://www.facebook.com/ProektHistoryk39/posts/346488783717258 нашим проектом, освещая свою деятельность и историю Гурьевского района.
Первым в Правдинске нас встретит водохранилище... А в июне 1807 года здесь оказалась русская армия. ...много русских солдат погибло в «мутных водах Алле»... Бонапарту требовалось дать сражение русской армии. А для этого Беннигсен должен был переправить свои войска на левый берег Алле. Что вскоре и произошло. Беннигсен попадает в ловушку. Как только он переправился, адъютанты Ланна тут же доложили Наполеону о том, что противник готов. «Не каждый день поймаешь неприятеля на такой ошибке!» – произнёс тогда Наполеон, всё остальное, как сейчас говорят, было делом техники.
Для местных жителей берега водохранилища ГЭС-3 в Правдинске популярное место отдыха, что заметно по оставленному повсюду здесь мусору...
В самом Правдинске - городе на реке Лава - всё складывается вокруг энергии воды.
Но, однозначно, для понимания идеи судоходства и погружения в тему создания Мазурского канала необходимо посещение Музея смотрителя шлюза в посёлке Дружба.
Итак, он существует! Мазурский канал стал открытием для волонтёров проекта, среди которых и ребята с нарушением слуха - вся поездка спровождалась на жестовом языке.