Строительство пяти гидроузлов на Прегеле должно было обеспечить регулярное грузовое и пассажирское судоходство в его верховьях от Велау до Инстербурга в течение всего периода навигации — с марта по ноябрь.
В начале 1900-х годов по заданию прусского Министерства общественных работ был проработан проект увеличения судоходных глубин в верховьях Прегеля путем возведения на реке каскада гидроузлов (ГУ), состоящих из подпорных плотин и обходных каналов со шлюзами.
Однако вскоре этот проект был пересмотрен в связи с принятием в 1907 году другого масштабного проекта — строительства Мазурского канала, который должен был соединить Мазурские озера с Балтийским морем через реки Алле (Лава) и Прегель.
Стандартам внутренних водных путей Германии для судов класса Finowmaß, очевидно, должны были соответствовать и судоходные параметры Алле и Прегеля. В результате был разработан «Общий предварительный проект развития верховьев Прегеля на участке между Инстербургом и Велау с 1911 года» («Allgemeine Vorentwurf für den Ausbau des Oberpregels zwischen Insterburg und Wehlau vom Jahre 1911»). Но и он был отложен в связи с затянувшимся согласованием проекта строительства Мазурского канала, а затем и начавшейся Первой мировой войной.
Наконец, в 1920 году правительство Пруссии приняло дорогостоящий проект шлюзования Алле и Прегеля, по которому предлагалось увеличить судоходные глубины этих рек и тем самым расширить судоходство до Инстербурга по Прегелю и до Фридланда (Правдинска) по Алле для судов класса Finowmaß. Таким образом, данный проект стал составной частью общего плана масштабных преобразований судоходной речной сети на севере Восточной Пруссии.
Для увеличения судоходных глубин река разбивается подпорными плотинами гидроузлов на отдельные бьефы (уровни водного канала), в пределах которых обеспечивается минимально необходимая судоходная глубина — не менее 1,7 м в период самого низкого уровня воды середины лета (межень).
Проект шлюзования Алле включал в себя строительство двух гидроузлов — ГУ № 1 в Пиннау (городской район Велау близ мельницы) и ГУ № 2 — в Гросс Вонсдорфе (Курортное). В Пиннау планировалось построить бетонную подпорную плотину и обходной канал со шлюзом. В качестве ГУ № 2 было решено использовать плотину планируемой к постройке ГЭС в Гросс Вонсдорфе и судоходный шлюз в ее створе.
Таким образом, необходимая судоходная глубина Алле вплоть до Фридланда создавалась плотиной ГЭС, а до нижнего бьефа этой плотины и устья Мазурского канала в Алленбурге — плотиной Пиннау.
Более сложный и капиталоемкий проект шлюзования Прегеля предусматривал строительство пяти гидроузлов на Прегеле и одного распределенного гидроузла с подпорной плотиной на реке Ангерапп (Анграпа), обходным каналом в Инстербурге (Инстербургский канал) и шлюзом на Прегеле в Гайтцунене (Новая Деревня). Кроме того, планировалось построить речной порт в Инстербурге, а также на некоторых участках спрямить и углубить русло Прегеля.
Количество гидроузлов на Прегеле и расстояния между ними были выбраны в зависимости от уклона реки с таким расчетом, чтобы уровни образуемых ими подпорных бьефов обеспечивали необходимую судоходную глубину 1,7 м, но при этом вода не выходила за пределы основного русла, и пойма реки не затапливалась. Для обхода подпорных плотин служат обходные каналы со шлюзами на верхних бьефах плотин. Особенность проекта состояла в том, что подпорные плотины на Прегеле разборные. Их устанавливают только в межень и демонтируют по окончании навигации на зиму. Затем в следующую навигацию с наступлением межени устанавливают вновь. Кроме того, конструкция разборной плотины позволяет регулировать высоту подпорного бьефа при резких изменениях гидрологического режима реки. Таким образом, в период весенних половодий и «высокой воды», когда глубина фарватера превышает 1,7 м, судоходство осуществляется по реке, а в межень — через обходные каналы и шлюзы. В отличие от подпорных плотин на Прегеле, подпорная плотина на Ангерапп — неразборная бетонная. Ее верхний бьеф сообщается с обходным (Инстербургским) каналом подземным водоводом и поддерживает в канале практически постоянный уровень воды.
Такая схема шлюзования Прегеля должна была обеспечить регулярное грузовое и пассажирское судоходство в его верховьях от Велау до Инстербурга в течение всего периода навигации — с марта по ноябрь.
Проект шлюзования Прегеля включал в себя строительство шести гидроузлов в:
— Велау (Знаменск) № 1;
— Таплакене (Талпаки) № 2;
— Войнотене (Шлюзное) № 3;
— Норкиттене (Междуречье) № 4;
— Швегерау (Заовражное) № 5;
— Гайтцунене (Новая Деревня) и Инстербурге № 6.
Длина шлюзованного участка Прегеля от Велау до Инстербурга составляла около 55 км, расстояния между гидроузлами — от 5 до 13 км.
По материалам статьи Юрия Дмитриевича Бардуна «Воднотранспортная система Восточной Пруссии в верховьях Прегеля и на Алле: проект, создание, послевоенная история».