Задержимся возле руин кирхи Борхерсдорф в посёлке Зеленополье
Завершая работу на территории Гурьевского района, проект «История. Люди. Память» задержался возле руин кирхи, имеющей с 2007 года статус объекта культурного наследия регионального значения по решению Правительства Калининградской области.
Руины, к огромному сожалению, стремительно тают на глазах, но и даже в таком состоянии привлекают внимание путешествующих по юго-восточной части нашей области. В 8 км от Калининграда вдоль дороги на Правдинск расположился посёлок Зеленополье. Пожалуй, единственное, что «цепляет» в посёлке, так это мозаичное панно, которое, на удивление проезжающих, сохранило палитру цветовых оттенков.
Что это за панно? О чём? И что особенного в этом мозаичном узоре?
По окончании Первой мировой войны, повсеместно каждый церковный приход в Восточной Пруссии в 1920-х годах устанавливал памятные знаки прихожанам, погибшим в годы Великой войны. Напомним, что именно на территории Калининградской области происходили военные действия между немецкими и российскими войсками в 1914–1915 годах. Русская армия Её Величества перешла границу в августе 1914 года и продвинулась в глубь провинции.
Памятные знаки прихожанам у церковных стен зачастую представляли собой огромные валуны и выбитые на них даты. Валуны были оформлены гранитными плитами с именами погибших. В архитектурном плане эти композиции являлись оригинальными и служили местом проведения мероприятий в поселениях.
Любопытное по своему решению и несколько поясняющее содержание сохранившегося мозаичного панно в Зеленополье увековечивание имён можно обнаружить в городе Неман. В 1924 году широко известный в провинции немецкий скульптор Герман Брахерт в своей работе у стен Партийного Дома в Рагните художественно отразил смысл изречения, нанесённого на обратной стороне плиты из искусственного камня – «Полные сил и жизни мужчины погибли в огне сражения. Был этот посев напрасен?»
В 1920-х годах на восточной стене кирхи Борхерсдорф был создан памятник прихожанам, погибшим в годы Первой мировой войны, в виде мемориальной плиты с именами и мозаичного панно. У многих сюжет мозаики вызывает споры, однако, это типичный образец политагитки тех времён, выполненный в понятных обывателю знаках и символах: поле, зёрна, сеятель, пробивающийся росток. Ничего нового. Новые плоды получаем на основе старых. Только засеять нужно. Сеятель – народ, семена – люди, почва – Отечество, погибшие – общая память… Образ сеятеля был весьма популярен в то время.
Панно является изобразительным дополнением к памятной плите, находящейся ниже надписи, которая гласит: «Они погибли за своё Отечество в Великой войне 1914-1918». Здесь же имена и фамилии солдат уроженцев Борхерсдорфа, погибших на полях Первой Мировой, а также названия населённых пунктов, относящихся к этому приходу.
Бытует мнение, что изготовление панно профинансировал Август Карл Дёнхофф, чье родовое имение Фридрихштайн находилось неподалёку. Что же касается панно, ценность его не в содержании изображённого, а в нём самом. Подобного рода работы – речь идёт о технике исполнения и материале – на территории нашей области нет. Мозаичное панно выполнено из смальты на чудом сохранившимся фрагменте стены размером 3,0 на 2,3 м. Да, мозаика уцелела. Похоже, она и удержала кирпичи. За почти сто лет цвета панно не поблёкли.
Простое здание церкви, руины которой мы наблюдаем в Зеленополье, было построено по распоряжению короля Фридриха Вильгельма I в 1735 году, и оно являлось копией церкви в Вустерхаузене под Берлином. Здание обветшало за 70 лет, и вновь было реконструировано к 1814 году. В феврале 1807 года возле Борхерсдорфа произошла стычка, которую главнокомандующий русской армии Леонтий Беннигсен определил, как «делающая большую честь отряду Сумского гусарского полка и казакам, а также бывшим во главе их офицерам». 1 февраля 1807 года атаман Матвей Иванович Платов получил донесение о движении большого французского отряда из-за Фришинга (река Похладная). Легендарный атаман приказал усилить пост возле Борхерсдорфа восьмью эскадронами сумских гусар под командованием Николая Александровича Ушакова и двумя полками казаков Даниила Родионовича Андронова и Василия Алексеевича Сысоева. Чрезвычайно пересечённая местность серьёзно затруднила бы действия кавалерии. Поэтому русские офицеры сочли необходимым отступить за деревню в открытое поле. Скоро показались колонны французской кавалерии. Русские атаковали их с такой стремительностью и неустрашимостью, что не только опрокинули, но и обратили в бегство. Казаки и гусары преследовали неприятеля до переправы через Фришинг. Французам потери обошлись убитыми и раненными в 400 человек, кроме того, противник потерял 10 офицеров и 167 рядовых кавалеристов, взятых русскими в плен.
Известно, что в церкви висели два колокола. Меньший из двух церковных колоколов из Борхерсдорфа, весом 7,5 центнеров, пережил военное время на колокольне кладбища в Гамбурге и с 1952 года звучит вместе с меньшим колоколом 1706 года из Силезского Турхайма, в новом здании протестантской церкви Христа в Тростберге в Верхней Баварии. Покровительницей церкви в Борхерсдорфе была святая Екатерина, и даже сегодня на краю уцелевшего колокола в готических минускулах можно прочитать просьбу о том, чтобы святая помогла верующим попасть на небо. Именно строчные письмо на колоколе помогло определить, что в Тростберге слышен голос из Борхерсдорфа.
Сохранился ещё серебряный кувшин для причастия из Борхерсдорфа. После войны он оказался в берлинском антикварном книжном магазине и попал к графине Марион Дёнхофф, поскольку на кувшине была выгравирована ее фамилия. Графиня Дёнхофф отметила, что ее бабушка пожертвовала этот кувшин церкви в Борхерсдорфе в благодарность за возвращение невредимым ее старшего сына из кругосветного путешествия. Марион предоставила реликвию в распоряжение бывшим жителям Самланда. Они были очень тронуты, когда в 1996 году кувшин использовался во время богослужения в церкви города Швайхельн близ Хидденхаузена по случаю заседания землячества.
Во время боёв в 1945 году у кирхи был разрушен шпиль, а артиллерийским огнем повреждена южная стена. В советское время кирхе в чём-то подфартило – её использовали как склад. Назначению вполне соответствовала настенная мозаика в виде сеятеля, идущего по полю и кидающего зёрна. Ещё в 1992 году над церковным нефом частично возвышалась массивная черепичная крыша. Но к 1995 году кирху перестали использовать – с развалом сельского хозяйства склад стал не нужен. В 1999 году рухнула большая часть восточной стены. В 2000-х годах у кирхи обрушилась крыша, после чего здание стало быстро разрушаться. На весну 2012 года остались остовы стен, с восточной стороны стена на две трети отсутствует, нет крыши, больше половины шпиля башни утрачено. Кирха продолжает разрушаться.
Восемь лет назад в Зеленополье протянули межпоселковый газопровод и проложили его прямо у стен исторического наследия… после чего разрушение кирхи усугубилось…
В последние два года у руин церкви в Зеленополье волонтёры проводят субботники, стараясь подчеркнуть эстетическую красоту руин… Однако больше в этом посёлке ничего не происходит… Хотя – нет. Всё также напротив кирхи останавливаются туристические автобусы, задерживая своё внимание на сеятеле…