В 1925 году состоялся Первый Всесоюзный испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег. Фирма Komnick приняла в нем участие
Отчет Отто Комника – младшего сына основателя фирмы Франца Комника – о его успешном участии в Первом Всесоюзном испытательном автомобильном пробеге 1925 года, стартовавшего в Ленинграде 18 августа и финишировавшего в Москве 28-го числа.
«Мы прибыли на пароходе «Пруссия» (Preu Ben) после спокойного плавания 4 августа 1925 г. в Ленинград. Испытательный пробег должен был начаться 10 августа. Но так как еще не все участники были на месте, старт перенесли на 8 дней. В это время была организована автомобильная выставка, в которой мы приняли участие. Наши машины из‑за их хорошего, солидного и породистого внешнего вида, и красивого цвета (кабины и кузова – «слоновой кости», колеса — красные) привлекли большое внимание публики.
После выставки машины были подготовлены к пробегу, на каждую загрузили 2800 кг песка в качестве балласта. Ранним утром 18 августа после торжественных выступлений представителей российского правительства Международному всесоюзному испытательному пробегу по маршруту Ленинград–Москва– Курск–Москва был дан старт.
Под музыку военного оркестра сначала поехали легковые машины, за ними легкие грузовики (от 1 до 2,5 т), потом тяжелые (3–5 т). Мы стартовали в 10 ч 10 мин утра. Во время движения по городу радушные зрители обсыпали нас цветами и фруктами в буквальном смысле, что не всегда было для нас приятно, особенно если яблоко или груша попадали водителю по голове. Вскоре сошел с дистанции первый автомобиль – французский 5‑тонный Latil. В 16 ч 10 мин мы прибыли на первый промежуточный финиш, проехав 195 км без остановки.
На следующий день все участники в 8 ч утра появились у своих машин для их подготовки к дальнейшему пути. На смазку агрегатов, чистку карбюраторов и разогрев моторов было отведено регламентом всего 15 минут. За Новгородом начиналась холмистая местность. Плачевное состояние дорог, горбатые мосты, которых в Германии уже давно нет, затрудняли движение. После переезда Валдайской возвышенности мы прибыли в Центральную Россию – промышленную местность. В Вышнем Волочке, где проложен канал между Невой и Волгой, завершился второй этап. Это был самый длинный отрезок пробега, 241 км мы прошли за 7 ч 10 мин.
Автомобили были построены на рыночной площади, заправлены бензином и маслом, после чего водители и механики покинули парковку, за ними ушли контролеры и коменданты. Площадь была оцеплена вооруженными красноармейцами для охраны машин.
20 августа был короткий этап – 130 км. В этот день мы заметили, что, как только начиналась заправка машин, начинался и дождь. Чтобы вода не попала в баки, в качестве фильтра при заправке мы использовали носовые платки, так как, если кто‑нибудь из‑за воды в бензопроводе вдруг останавливался в пути для прочистки, ему немедленно начислялись штрафные очки.
Из Твери мы поехали в Москву, участок 172 км был пройден за 5 ч 2 мин. У ворот Москвы закончился этот этап, около Триумфальной арки нас ожидала колонна русских грузовиков и музыкальный оркестр Московского автозавода. Все участники были расквартированы в самом большом отеле Москвы «Метрополь».
Следующим утром был дан старт на Красной площади у Мавзолея Ленина с большой помпой – звучали торжественные речи, оркестры играли марши, солдаты выстроились в шеренгу. Милиция перекрыла все боковые улицы, и под громкое «Ура!» зрителей мы двинулись в путь. С этого момента к участникам пробега, легковым и грузовым автомобилям, добавились и мотоциклы. За Москвой началась холмистая дорога, мы ехали в горку и с горки, встречались часто подъемы 100–150 метров.
На подъемах надо было как можно реже переключать скорости, ибо даже это записывали придирчивые контролеры и учитывали в оценке силовых качеств моторов. Без остановки мы доехали до моста через Оку (приток Волги). Это был старый двухэтажный металлический мост, сверху пролегала железная дорога, под ней находился автомобильный путь. Чтобы избежать перегрузки моста, мы должны были его переезжать по одному и медленно. Тула встретила нас радушно, с музыкой и цветами, нас проводили до какой‑то школы, где мы заночевали.
На следующий день, в воскресенье, мы стартовали под проливным дождем. Этап был до Орла 181 км. Примерно за 16 км перед Орлом шло строительство нового моста. Чтобы не задерживать движение, для участников пробега был сооружен временный деревянный мост, подъезд к нему проходил по полю, превратившемуся в настоящее болото. Нам не хватало только застрять… Чтобы проехать это сложное место, мы натянули на задние колеса цепи. Сразу же за мостом, на берегу был крутой подъем, на котором машины виляли и буксовали, некоторые даже не поддавались контролю водителей. Но благодаря цепям у нас проблем не было. После прибытия в Орёл мы поехали на трамвае в гостиницу, в которой специально для нас освободили все места.
О следующем этапе, Орёл–Курск, в колонне говорилось много, он должен был быть особенно сложным, но ничего конкретного никто не знал. На самом деле состояние дороги оказалось намного хуже, чем мы себе могли представить. При переезде через реку Фатеж мы двигались через временный мост, такой же, как и давеча, только совсем не годившийся для движения тяжелых грузовиков. Мост угрожал развалиться под колесами.
После непрерывного движения целую неделю в Курске нам наконец дали выходной день. Почти все участники были расквартированы в одной гостинице, но нам любезно предложила одна семья российских немцев ночлег и ужин в своем доме. За неделю пробега наши машины все покрылись грязью, но нам хотелось показать жителям Курска, какие они красивые, и в выходной день мы их тщательно вымыли.
Обратная дорога в Москву была еще тяжелее, чем поездка в Курск. Дождь шел беспрерывно, через лобовое стекло почти ничего не было видно. Но мы не могли замедлить ход, так как должны были уложиться в определенное комиссией время. Часто, попадая на скорости в ухабы, в кабине летало все из угла в угол, один из наших русских контролеров так сильно ударился головой, что на следующий день ему пришлось обратиться к врачу. Вечером, промокшие и замерзшие, мы приехали в Орёл. На этом этапе многие участники пробега и контролеры простудились, но больше всего пострадали американцы – их машины были с открытыми кабинами.
Во время следующего этапа Орёл–Тула погода улучшилась, мы ехали быстро и без приключений.
В пятницу из Тулы мы поехали в Москву, этот этап мы прошли со средней скоростью 35 км/ч, последние два этапа были самыми скоростными. В 2 часа пополудни мы финишировали в Москве. У ворот Кремля собралась вся колонна, звучали приветственные речи, участникам пробега тоже дали слово.
Так закончился Всесоюзный испытательный пробег, несомненно самый большой и самый сложный во всем мире. Оставалось только ждать раздачи призов. В следующие дни наши машины подверглись контролю технической комиссии. Их подвергли такому же тщательному обследованию, как и перед стартом. Несмотря на длинную дистанцию, пройденную в невероятно тяжелых условиях, на обеих машинах Komnick не было найдено ни малейшей поломки и изношенности агрегатов. После этой последней проверки все машины, прошедшие пробег без поломок, были куплены российской торговой организацией «Автопромторг».
После долгой речи представителя Советского правительства Енукидзе и просмотра документального фильма о Москве был устроен торжественный банкет, на котором были объявлены результаты автопробега. Среди участников на легковых машинах не было ни одного, кто закончил пробег без штрафных очков. А в классе грузовиков некоторые автомобили не получили штраф‑пункты, как правило, в каждой команде максимум одна грузовая машина прошла все этапы без проблем. Только у нас обе 3,5‑тонные машины Komnick под номерами 124 и 125, т. е. вся команда, остались без нареканий. Таким образом, нам досталась победа в пробеге над всеми другими грузовиками из Германии, России, Австрии, Америки, Англии, Франции, Италии и Чехословакии.
Мы взяли Первый приз в общем зачете, нам любезно вручили дорогую хрустальную вазу для фруктов в серебряной оправе ручной работы.
Наконец‑то мы поехали домой, через Ленинград, где мы расстались с нашими машинами – их торжественно передали представителям «Московского коммунального хозяйства». Через три дня на пароходе мы прибыли в Штеттин, оттуда поехали домой в Эльбинг, где нас радостно встретили как победителей Большого международного пробега».
Перевод с немецкого С. Кирильца.
Из публикации «Кто помнит ”Комник”?» Станислава Кирилеца (Stanislav Kiriletz, Германия), иллюстрации из архива автора и Кристы Мюльайзен (Christa Mhleisen, Германия).