Знаменитый портал кирхи на Бальге
На мысе, выступающем в Вислинскую лагуну, стоял Командорский замок Бальга, который был важной административной резиденцией тевтонских рыцарей.
Как ранее мы успели рассказать, церковь на Бальге была построена за стенами крепости, у замка Бальга. Церковь строилась между 1320 и 1330 годами из обожженного кирпича и местного строительного материала.
Особой достопримечательностью этой деревенской кирхи являлся её удивительный узкий портал. К слову сказать, и это не станет преувеличением, достопримечательность церкви на Бальге служила не только достопримечательностью деревни Бальга, но и всего края, для которого значимость замка Бальга, ставшего отправной точкой при завоевании прусских земель вглубь на восток, выражалась в содержании деревенского прихода «церкви Святого Николая на Бальге».
О богатстве церковного прихода мы уже упомянули в публикациях на страницах проекта в социальных сетях, чуть описали и оформление нарядного портала, но всё же решили немного задержаться у легендарного западного фасада этой церкви. Необычный для деревенских церквей портал поражал стройностью по своей структуре, но, учитывая, что церковь на Бальге служила часовней орденского замка, имевшего важное значение для рыцарей-крестоносцев, вход воплощал собой своеобразный вид на христианское начало в языческой Пруссии.
Реальное воплощение нравственного идеала рыцаря-крестоносца в образе жизни рыцарей из замка Бальги в Пруссии видел и Петр из Дусбурга. «Какова была чистота жизни, и какова добродетель воздержания, и какова суровость правил дисциплины среди братьев Балги... — пишет он в «Хронике земли Прусской», — неведомо никому, кроме Того, Кому открывается каждое сердце и от Кого ничто не утаивается. Молельни почти никогда не бывали без молящегося, и не было угла в упомянутом замке, где после вечерни и заутрени не оказывался бы какой-нибудь брат, занимавшийся самобичеванием». Несомненно, этот образ соответствует аскетическому идеалу, а, значит, должен быть воплощён и в архитектуре – а именно в стройном средневековом художественно-декоративном ансамбле портала из четырёхступенчатых пилонов.
Искусно выполненный декоративный орнамент из обожженной глины обрамлял вход в дом Божий на Бальге и направлял все взгляды внутрь, словно приглашая войти. Дверь была расположена глубоко в сводчатой, богато сочленённой нише и закрытой широкой рамой – своеобразной полосой с характерным поперечным орнаментом. Вход разделялся устремляющимися вверх стрельчатыми сводами и глубокими рамами. Законченность порталу придавала кайма в виде полоски с узнаваемым орнаментом в качестве верхней отделки. Небольшая лесенка создавала удивительный архитектурный эффект. Видимый торцевой орнамент и боковые стрельчатые окна визуально смягчали тяжелую конструкцию здания.
Мало где существовали, сохранившиеся орденские постройки, по которым можно было изучить работу с обожженным кирпичом. Сохранилось несколько фотографий церкви на Бальге, но эффект работы с кирпичом хорошо виден только на одной фотографии. Мы видим каждый кирпич, четко видим все швы, можем узнать размеры и расположение кирпичей.
Такое же необычное и очаровательное впечатление производит главный портал лютеранской приходской церкви в Хайлигенбайле и также лишь на фотографиях. Изначально однонефная церковь из обожженного кирпича была построена в одно время с церковью на Бальге и той же артелью каменщиков. А то, что она уже существовала в 1330 году доказывает старейший документ, в котором упоминается город под именем «Heiligenbeil» с церковью, выполнявшей оборонительные функции, построенной на священном для пруссов месте…
Кстати! А те самые кирпичи с замка Бальга вы непременно найдёте в частном музее… Верно! У Дмитрия Адольфовича. Его частная коллекция поражает своим многообразием, но с особым трепетом демонстрируются те самые – древнейшие на земле нашей…