Приходская кирха 14 века в Хайлигенбайле.
Впервые приходская кирха Хайлигенбайля упоминается в грамоте 1330 года.
Сооруженная в готическом стиле кирха имела размеры примерно 40 м в длину и 17 м в ширину. Первоначально она была 3-хнефной и состояла из пяти пролётов. Типичная орденская кирха была выложена готической кладкой из кирпича разной степени обжига, что придавало её стенам весьма нарядный внешний вид, а косые прямоугольные контрфорсы передавали ей более серьёзный характер. С западной стороны кирхи находилась башня, по которой легко было узнать средневековую красавицу. При строительстве евангелической церкви широко использовался профилированный кирпич различной формы — им были отделаны портал, дверные и оконные проемы, готические своды.
Очень примечателен был западный портал (вход) кирхи Хайлигенбайль в прямоугольном выступе и напоминал собой портал церкви замка Бальга. Есть предположение, что обе эти церкви строили каменщики одной артели, поэтому и годы постройки церкви в Хайлигенбайле предположительные, примерно в 1320-м – годы строительства церкви на Бальге.
Удивительным образом за всю свою долгую историю, а это не много и не мало – 700 лет, до нас дошли кадры церкви Хайлигенбайль лишь только с одной, пусть и шикарной, западной стороны, но только именно этот вид нам известен.
О чём очень сокрушаются музейные работники города Мамоново: «Кто-нибудь видел её с южной, восточной или северной стороны (не на общей панораме, а вблизи)?? – какие были стены, сколько контрфорсов, были ли плиты с эпитафиями, где схемы, планы, чертежи??? А интерьеры? –раз-два и иди домой…» https://www.facebook.com/heiligenbeil/posts/2199169087040399
Да и с годом начала постройки кирхи не всё ясно…
Как мы упоминали в публикациях настраницах проекта в социальных сетях, после подавления первого прусского восстания 7 февраля 1249 году был заключен Христбургский (по названию замка Христбург, переименованного замка Кишпорк в Помезании) мирный договор между прусскими племенами и Тевтонским орденом. Прусские племена обязались вернуться в христианство, окончательно отказаться от язычества, платить десятину и участвовать в военных походах тевтонских крестоносцев. В обмен пруссы получали личную свободу, право наследования имущества, а также получили равноправие с немецкими колонистами. Все вновь принявшие христианство пруссы пользовались правами Христбургского договора. Местные племенные вожди и знатные пруссы, если они принимали христианство и отрекались от язычества, автоматически причислялись к дворянству. Им оставлялись наследственные земли в свободное владение и добавлялись участки в лен. Взамен на это, они были обязаны принимать участие в походах ордена против язычников. Этот договор касался только тех пруссов, которые подчинились Ордену — жителей Помезании, Натангии и северной части Вармии.
По Христбургскому договору 1249 года на священных для пруссов местах предусматривалось строительство шести церквей по Вармии, которые пруссы обещались выстроить «до ближайшего троицына дня».
«SURIMIS – Жуково (недалеко от Хайлигенбайля/Мамоново)
SLINIA – Шёлен/ Scholen (под Ладушкиным)
WUNTENOWE – под Бранденбургом/Ушаково BANDADIS – возможно, имеется в виду Батайнен=Партайнен (??) – ничего более похожего найти не удалось
BRUSEBERGUE – вероятно, Браунсберг (Branewo) и главное – JEDUN/ЙЕДУН.
«Так же из Вармии обещали, что в выше названный срок они воздвигнут церкви в местах, ниже названных. ПЕРВУЮ, конечно, в городе, где находится ЙЕДУН или около этого места...».
Что это за место? Любопытно, что «ПЕРВУЮ церковь нужно было возвести непременно ТАМ, именно в ЭТОМ месте ("или около него"). Т.е. в месте, важном и значимом (читай "культовом") для языческих пруссов, что бы одна вера заменила другую именно здесь... Намоленное тысячелетиями капище? священное городище??
Из контекста и списка церквей очевидно, что речь идёт о местах, расположенных (условно) вокруг Хайлигенбайля/Мамоново.
Напоминать о том, что, священная для пруссов, РОМОВА ("первая") находилась в наших краях, скорее всего, не нужно. Так же известно, что само городище, где позже появился Хайлигенбайль, местные племена называли СВЕНТЕ МЕСТЕ (Святно Мест, Свенте Мисто(e)/ SWENTE MESTE (Swentomest) – варианты есть, и святость/священность этого места (примечательно также, что нам, ныне здесь живущим, перевод этого названия не требуется) была обусловлена Священной рощей, где рос Священный ДУБ...» из публикации Музея https://www.facebook.com/heiligenbeil/posts/2610211365936167
В 17 веке на башнях протестантских кирх стали устанавливать часы, на некоторых даже с боем, – напоминание о том, что время нельзя купить, остановить или вернуть. Сначала это были часы с единственной стрелкой, определявшей час, а уже значительно позднее добавилась и минутная. Например, в Пруссии первые часы с боем были установлены на южной башне Кафедрального собора в 1640 году, а на башне городской евангелической кирхи в Хайлигенбайле – с трёх сторон, ближе к 18 веку. Для многих гостей нашего края эта особенность на культовых зданиях несколько удивляет… как это? – где вы себя отдаёте Богу, не гоже думать о времени. Но так было заведено в протестантском обществе: «делу – время».
Судьба строения Хайлигенбайльской церкви была непростой. За свою историю невезучая кирха неоднократно горела и снова восстанавливалась. 28 мая 1677 года большой городской пожар уничтожил весь город в пределах оборонительных стен, включая церковь, ратушу и школу. Звёздчатые своды кирхи обрушились во время этого пожара, а повреждения в 1691 году ещё не были полностью устранены. Перемычки, столбы и полуколонны после очередного пожара в 1788 году были разобраны при восстановлении в 1789-96 годах, кирху частично перестроили и оштукатурили. Известно, что кафедра и алтарь церкви были изготовлены в 1799 году, орган построен в 1796 году Якобом Пройсеном и ремонтировался в 1825 году. Голосами церкви служили три колокола.
В разные годы башню кирхи видели профессор Кёнигсбергского университета Симон Дах, философ И. Г. Гердер, астроном и врач Н. Коперник, россияне А. В. Суворов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, В.В. Растрелли, М. В. Ломоносов, К. Г. Разумовский, С. А. Есенин, В. В. Маяковский и другие, о чём вам с удовольствием расскажут в Мамоновском городском музее.
Коронованные особы так же держали путь через Хайлигенбайль и могли лицезреть башню кирхи. Среди них будущая российская императрица Екатерина II, а пока ещё просто Фике, Александр I, торопившийся на встречу с Наполеоном в Эрфурт в сентябре 1808 года и следовавший в 1861 году на коронацию в Кёнигсберг прусский король Вильгельм I, прибывший поездом в Хайлигенбайль, а затем пересев в Людвигсорте в пышно убранный кортеж из несколько десятков карет.
В ходе Второй мировой войны при разгроме Хайлигенбайльской группировки город сильно пострадал от налетов советской авиации. Старая часть города лежала в руинах, разрушена была и кирха, башня же почти не пострадала, ей было суждено простоять еще 35 лет. Взорвана она была лишь в 1982 году в ходе борьбы с якобы чуждыми советским людям памятниками прошлого…
Остатки кирхи были снесены. Случайно сохранился фрагмент северо-западной стены с двумя контрфорсами. В этом районе старого города устроен парк отдыха (весь старый город снесен) и к стене пристроено небольшое помещение, в котором располагалась касса аттракционов, а затем уборочный инвентарь.
Проникнуться видами Хайлигенбайля можно виртуально в подборке фотографий и достопримечательностей города и окрестностей на сайте Музея http://www.mamonovomuseum.ru/page-28.php