Проект «История. Люди. Память» о местах, подобных которым в России нет... Ромове...
В районе современного города Мамоново на юго-западе Калининградской области – фактически на границе Самбии – находилось капище Ромувы, святыня Средневековья, последнее европейское великое святилище.
Вплоть до XIII века история Семланда вращается вокруг главного святилища этих места – Ромувы (Ромовы Рикойто).
Что же такое Семланд? Эта земля, которую древние называли «волшебным островом».
«…Остров, называемый Озеркита, где растёт род кедрового дерева и откуда стекает янтарь на утёсы…» Плиний Старший – о земле пруссов, I век.
Пруссы – один из западно-балтских народов, населявших в древности восточные и южные побережья Балтийского (Варяжского) моря.
В 1075 году, о пруссах писал Адам из Бремена: «…остров называется Семланд и находится поблизости от русских и поляков. Он населен сембами, или пруссами, очень человеколюбивыми и самоотверженными, которые всегда стремились на помощь тем, то подвергался опасности на море или нападению пиратов».
Топоним, употребляемый Адамом в отношении земли пруссов, – Семланд (позднее превратившийся в Земландию) – происходит, очевидно, от названия одного из крупнейших прусских племен – сембов (или самбов, самоназвание – Semba).
В древности несколько в ином отношении толковсали само понятие «остров». Семланд, с запада и севера ограниченный Балтикой, а с востока и юга отделенный от европейского континента большими реками Преголя и Дейма, в представлении древних был именно островом – в символическом смысле, как некая земля, обособленная от континента. Особая земля.
Ромува находилась в западной части Семланда, близ побережья. В середине XIII века святилище было захвачено крестоносцами Тевтонского Ордена, но это не было неожиданностью для жрецов Ромувы: к тому времени неравная борьба с Орденом шла уже несколько десятилетий. Согласно одному из связанных с Ромувой старинных преданий, крестоносцам не удалось осквернить последнее великое святилище: жречество покинуло капище за несколько дней до прихода тевтонцев; перед тем, как уйти, верховный жрец Ромувы, Криве-Кривайтис, закрыл святилище, совершив некий обряд, знание о котором передавалось только по линии Криве-Kривайтисов.
Жрецы ушли, забрав с собой Силу святилища, – фактически, забрав с собой саму Ромуву. Примерно в полусотне километров восточнее, на одном из капищ эта Сила была воплощена заново – но об этом чуть позже… в очередном репортаже проекта «ИСТОРИЯ. ЛЮДИ. ПАМЯТЬ».