О художественной керамике Ласденена
Из воспоминаний доктора Конрада Мурра, родившегося 1931 году в Вене, племянник Евы Хартманн, урождённой Даниэльчик.
Ева Даниэльчик, младшая дочь владельца имения и кирпичного завода в Ласденене Вильгельма Даниэльчика, в 1932 году основала мастерскую по изготовлению керамических изделий на основе сырья из глиняных карьеров родительского производства.
Ева познакомилась с керамикой во всех ее разновидностях в Бунцлау в Силезии, а там же изучила искусство гончарного дела. Она сдала экзамен на подмастерье экзаменационной комиссии в Пиллькалене, а затем – на степень магистра в Дрездене.
Младшая дочь Даниэльчиков получила уроки скульптуры у профессора Артура Штайнера в Кёнигсберге. Этот мастер нам известен, как скульптор-анималист, автор работы «Лось» в Гумбиннене. Ева была первым мастером гончарного дела в районе Пиллькаллен. Ее керамические работы вскоре стали известны, желанны и популярны во всей Восточной Пруссии!
Сначала родители устроили мастерскую своей младшей дочери в подвале усадьбы на Шиллфельд-штрассе, 22 в Ласденене. Девочкой были созданы небольшие предметы, в основном маленькие вазочки, чашки и пары горшков в восточно-прусском стиле, а также горшки и миски с прозрачной глазурью, причем красивая красная глина особенно хорошо выделялась.
Тема встречи жителей Зальцбурга в Гумбиннене дала возможность впервые и не без успеха предложить продукцию мастерской, как вспоминает, работавшая с самых первых лет сотрудница Ренате Хорат. Следующий успех гончарной мастерской пришел во время ярмарки Балтийского моря в Кёнигсберге. В керамике из Ласденена видели продолжение гончарного мастерства Толкемите (город Толькмицко в Польше), расположенном на Фришен-Хафф в районе Эльбинга, который затих. Особой популярностью пользовалась яркая посуда с васильковым узором.
Вдохновленный успехом своей дочери Евы, отец Вильгельм в 1935 году построил большое представительное здание для гончарного дела с широкой заметной надписью: «Художественная гончарная мастерская Даниэльчика, построенная в 1935 году» («Kunsttöpferei Danielczick, erbaut 1935») и большим керамическим рельефом на входе, изображающим гончара за гончарным кругом. В подвале размещалась первичная переработка глины и нижняя часть большой печи. Обжиг велся большими бревнами. Так что установить требуемую температуру обжига было непросто. До сих пор хорошо помню, как выжидающие смотрели через глазок в стене из шамотных кирпичей, которыми была облицована печь, перед каждым обжигом огнём за установленными конусами Зегера*, указывающие правильную температуру горения.
*Зегерные конусы (единица значения – SK) являются испытательными корпусами для определения огнестойкости. Они названы в честь керамиста Германа Зегера (1839-1893), который разработал их в 1885 году для своих исследований огнестойкости различных материалов. Стандартные конусы из проверяемого материала имеют высоту около 5 см и слегка скошены. Конус медленно нагревается в жаровне, по тому как кончик конуса полностью опрокидывается, по точке падения определяется необходимая температура выпечки в печах для обжига керамики и гончарного дела.
На первом этаже располагались офисные и рабочие помещения с несколькими гончарными кругами, одна из них с электроприводом для запуска серийного производства. На верхнем этаже располагались складские и упаковочные помещения, а также помещения с кухней и ванной для трех сотрудников. Многие любители ласдененской керамики могут еще вспомнить экскурсии по гончарному мастерству со своим школьным классом.
За работу кирпичного завода и добычу глины отвечал брат Евы – Вернер (погиб в 1941 году в России), получивший образование инженера по кирпичной кладке в коммерческом колледже в Кётене (город в Германии, земли Анхальт). Он был техническим консультантом по гончарному делу. Ева Даниэльчик ярко описывает методы добычи сырья в первые дни их существования в дневниковых записях для своих внуков:
«Глина добывалась на нашем собственном поле. Для этой цели отец Вильгельм арендовал большие участки земли. Почву нужно было расчистить до глубины двух лопат, а под ней лежала лучшая глина, слоем 5-10 лопат. Запас был на 100 лет.
К месту разбора вела легко сложенная дорожка, по которой лошади тянули две телеги. Глину сгружали в большие ямы в земле (думаю, их было 4), боковые стены которых были сделаны из досок или бетона, чтобы изолировать глину от земли. Здесь в глину добавляли песок. Тяжелую массу вручную лопатами и топча ногами перемешивали – это был для мужчин тяжкий труд.
Я рассказываю об этом только для того, чтобы вы поняли, насколько все примитивно!»
На 1939 год, согласно проведённой переписи населения, в Хазельберге постоянно проживали 2070 человек, что было указано в "Официальном муниципальном справочнике Германского рейха".
С 1945 году этот район переименован в Краснознаменск. Но именно вокруг этих мест есть обширные залежи глины, среди которой встречается и красная глина, очень похожая на месторождения глины Кадинена на Фришен-Хаффе (город Толькмицко в Польше). Керамика Кадинена составляет базовые основы кирпичной и гончарной керамики в Восточной Пруссии. Месторождения обязаны своим геологическим происхождением, связанные с процессами таяния ледника. Красный оттенок объясняется богатым содержанием железа.
В 1939 году Ева Даниэльчик вышла замуж и переехала в Швельм в Вестфалию, на родину её мужа. Изготовление керамики в Хазельберге продолжилось двумя керамистами в арендованной в 1942 году мастерской г-жой Юшей Шнайдер-Деринг, которая содержала её до своего бегства в 1944 году.
Юша успела познакомиться с гончарным делом в Ласденене во время своей стажировки в 1939 году, где выдержала экзамен подмастерья после окончания Государственной художественной школы в ее родном Гамбурге. С 1939 по 1942 годы проходила обучение в Гамбургском университете изящных искусств. В 1942 году вместе с мастерами Янне Беккер (Эска) и Сигрид Крюгер берут в аренду художественную керамическую мастерскую в Ласденене. В 1943 году в Кёнигсберге выдерживает экзамен мастера. В 1944-45 годах, покинув Ласденен из-за военных действий, переезжает в Брюль в Мекленбург, где работала мастером на фабрике печной плитки Фентенс (Fentens) и в гончарной мастерской Густава Гримма в Гамбург-Шнельсен. В 1948-49 годах возглавила в Гамбурге мастерскую Сибиллы Блюменфельд, а в Берлине основала керамическую фабрику, в то время как в Рендсбурге работала мастером компании «Рутс Керамик». В 1950 году в Рендсбурге вместе с Зигфридом Шнайдером основала собственную мастерскую «Rendsburger Fayence-Manufaktur». В 1952–54 годы переезжает в родной Гамбург со своим цехом в связи с приобретением «Ганза-Керамик». В 1954-58 годы работает в мастерской в замке Грабау близ Бад-Ольдесло, а в 1958 году переезжает со своей мастерской в Бад-Ольдесло, земли Шлезвиг-Гольштейн.
В своё время Юша Шнайдер-Деринг призналась Шлезвиг-Гольштейну: «Восточная Пруссия была и останется моей большой любовью!»
Подруга Евы Даниэльчик по совместному обучению в Бунцлау, а затем работница первых лет в мастерской Ласденена Рената Хорат-Веспер, которая, как и Ева, сдала магистерский экзамен в Дрездене, после войны основала свою гончарную мастерскую в Хагене в Вестфалии. Её мастерская изготавливали керамику в стиле Ласденена, в том числе вазы, тарелки, кувшины и плитки с гербами городов Восточной Пруссии и изображениями местной фауны, а также подсвечники в виде ангелов.
«Глиняное» заклинание Уилла Веспера, которую он когда-то написал для своей дочери Ренаты и мастерской в Ласденене, до сих пор дорога ей как лейтмотив:
«Боже, храни страну –
Глину, круг и обжиг –
И мою руку».
В своей гончарной мастерской в Брандерхайде/Бранде-Хёрнеркирхен (в Шлейзвиг-Гольштейне) Сигрид Петерсен производила керамику с подписью «Искусство Ласденена». Ещё будучи стажёром в 1939 году Сигрид познакомилась с продукцией гончарной мастерской Ласденена вместе с Юшей Шнайдер-Деринг. Она написала о своей работе в одном очерке: «Когда я открыла свою мастерскую в 1976 году, ко мне подошла пожилая женщина из Восточной Пруссии и попросила меня дополнить ее кофейный сервиз из Ласденена, поскольку некоторые предметы сервиза раскололись во время бегства. Мне это хорошо удалось, и я влюбился в васильковый узор!»
В настоящее время керамику в стиле Ласденена продолжает Керстин Вебер в своей мастерской в Вердоле в Северной Рейн-Вестфалии. Керстин в середине 1960-х годов приобрела каталоги с фотографиями и книги с образцами изделий, которые принадлежали мастерской Ласденена. Продукция мастерской госпожи Вебер регулярно представляется на ежегодных музейных рынках Государственного музея Восточной Пруссии в Люнебурге.