Бывшая протестантская приходская церковь Ласденена в Краснознаменске с 1989 года является Православным приходом Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Особой достопримечательностью Краснознаменска является бывшая протестантская приходская церковь Ласденена. Здание во время боевых действий 1944 – 1945 годов, как и само поселение, не пострадали. После войны добротное кирпичное здание долгое время использовалось как складское помещение, в результате оно сохранилось.
В 1989 году храм перешел в собственность Русской Православной Церкви. После бережной реставрации в церкви открыт приход Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Немного в стороне от центра на холме, на высоком правом берегу реки Шешуппе, стоит легкоузнаваемая церковь. Её 40-метровая колокольня виднеется далеко за городом. Церковь в неоготическом стиле была построена между 1874 и 1877 годами по эскизам известного прусского королевского архитектора Фридриха Августа Штюлера (1800 – 1865), представляет собой трехнефную базилику. Строительство церкви контролировал районный архитектор Костеде из Пиллькаллена. Здание по проекту рассчитано на 1100 посетителей.
К слову, Штюлер в 1837 году участвовал в разработке плана перестройки Зимнего дворца в Санкт–Петербурге, но его планам не удалось реализоваться, Николай I принял решение перестроить оригинальный дворец в стиле барокко и рококо вместо предложенной Штюлером концепции нео-ренессанса.
Многие работы архитектора не пережили боёв Второй мировой войны, в том числе и Имманулкирха в Ширвиндте. Известно, что некоторые творения архитектора были восстановлены не в первоначальном виде, однако идеи Штюлера в них прослеживаются.
Краснознаменску в этом смысле крупно повезло! На северо-востоке Калининградской области сохранилось творение ученика и последователя Карла Фридриха Шинкеля, выведшего немецкую архитектуру из застоя. Нам выпала удача любоваться работой Штюлера, выполненной по его эскизам, стиль которой воплощал пожелания короля Фридриха Вильгельма IV и создавал образы прусской Аркадии, гармонично связывая изобилие природного великолепия с архитектурой.
Кстати, недалеко от Потсдама по просьбе кронпринца Фридриха Вильгельма Штюлер построил православную церковь Святых Петра и Павла для Александры Фёдоровны, прусской принцессы Шарлотты, супруги Николая I. Штюлер вписал в окружающий ландшафт византийский купольный храм, умудрившись выдержать его в романтическом духе.
Большой церковный приход Ласденена был образован в 1570-х годах и объединил 15 поселений. Это был третий приход в округе Пиллькаллен. В 1578 году была построена первая церковь в Ласденене на правом берегу реки Шешуппе в поселении Нойхоф-Ласденен, позднее – Альтбаум (посёлок Смоленское), на территории которого в 1772 году была создана усадьба Бурбштедт, спускавшаяся на луг у реки с шикарным парком из старинных лип и могучего дуба. Первым пастором прихода стал Станислав Муса. В результате нашествия жемайтов в 1661 году церковь горела и была разрушена. Курфюрст Фридрих Вильгельм выделил деньги и кирпичи на строительство новой кирхи, простоявшей 200 лет, после чего из-за ветхого состояния её пришлось снести в 1869 году. Известно, что в доме священника хранились церковные принадлежности той первой церкви Ласденена – стеклянная картина 1578 года, чаша для причастий 1691 года и пасторский крест 1661 года.
В результате строительства в 1663 году государственной водяной мельницы – к ХХ веку ставшей одной из крупнейших мельниц в районе Пиллькаллен – Ласденен становится основным торговым рынком на реке Шешуппе. С увеличением числа прихожан во второй половине 19 века приходу потребовалась уже вместительная церковь на месте обветшалой.
В годы Первой мировой войны, во время канонады 13 декабря 1914 года, в башню церкви Ласденен попал русский снаряд. Путешествуя по маршруту «Собирая камни Первой мировой», мы непременно остановимся перед церковью и обратим внимание на след, оставленный более 100 лет тому назад.
Приход церкви Ласденена по праву гордится своим последним пастором Рудольфом Эрихом Саком. Стойкий и бесстрашный христианин прослужил 15 лет в Ласденене с 1926 года, вступил в конфликт с национал-социалистами, был арестован и умер в 1943 году в концентрационном лагере Дахау.
Ещё в годы Первой мировой войны Эрих Сак в качестве суперинтенданта и пастора нового прихода города Лик остался с общиной. Во время русской оккупации большая часть населения и властей бежала из города, которому грозило уничтожение, пастор Сак обошёл каждый дом и собрал нужную сумму денег по требованию коменданта, спасая город Лик. Он по ночам выезжал на близлежащие огневые позиции и доносил слово Божье до солдат, заботился о физическом их благополучии. За его храбрость очень уважал и русский командир. Отступая через три недели, полк не преминул отдать знаки чести «молодому мужественному пастырю».
После восьми лет работы в Штайнкирхе (ранее Гросс Варнингкен – Groß Warningken, посёлок Заболотное Нестеровского района) и трех с половиной лет в приходе Цинтена (посёлок Корнево Багратионовского района) Эрих Сак занял должность пастора в Ласденене. Здесь он служил своему приходу 15 лет честно, невозмутимо, был хорошим советником и духовником, особенно для молодежи в критические для страны с 1930 по 1939 годы. Его помнят, знают и ценят.
С начала Второй мировой войны Эрих Сак резко выступал против НСДАП, считавший её оппозиционной немецким христианам, и называл открыто эту партию «национальным бедствием». Так он попал под наблюдение гестапо, его допрашивали несколько раз, пытались заставить его покинуть приход. На каждом его богослужении под кафедрой в штатском находились трое гестаповцев. Поначалу гестапо не нашло никаких доказательств или каких-либо средств того, чтобы арестовать пастора.
На уроке, посвящённый таинству вступления в Церковь, 6 августа 1942 года перед школьниками старших классов Эрих Сак проговорил фразу: «Народ, отрицающий свою веру, никогда не победит». Опираясь на показания школьников, пастора арестовали на десять суток без постановления и отправили в Тильзитскую тюрьму, где во время допроса его обвинили в разложении военной мощи. В середине августа его депортировали в концлагерь Дахау, где 4 сентября 1942 года он и оказался. Ему присвоили номер 25843, отправили выполнять каторжные работы. Ему разрешалось обмениваться с женой только одним письмом из 15 строк в месяц. В середине ноября писем не стало вообще. Г-жа Марта-Луиза Сак поехала в Берлин-Шарлоттенбург в штаб-квартиру Тайной государственной полиции добиться его освобождения, но, к сожалению, тщетно. Она получила от него только последнее приветствие в свой день рождения 19 января 1943 года. Это было послание умирающего. Вскоре полиция довела до приходского священника известие о его смерти. 24 января 1943 года пастор Эрих Сак изможденный и истощенный был подвергнут мучениям в концентрационном лагере Дахау, причиной смерти была указана «пневмония». Его урна с прахом прибыла только в марте. Местная община придерживалась традиционных захоронений, поэтому урну поместили в гроб и похоронили.
Эрих Сак был женат, имел сына и семь дочерей.
В 1960 году во время закладки первого камня в фундамент церкви Святой Троицы в Хофстеде-Римке, действующие три пастора выразили желание установить на здании новой церкви достойную мемориальную доску жертвам нацистской тирании. Спустя 26 лет были установлены две мемориальные доски на входе в церковь, одна – посвящена борцу сопротивления и мученику Эриху Саку, пастору из Восточной Пруссии, много лет прослужившего в церкви Хазельберг.
Один из прихожан церкви Хазельберг Ганс Иоахим Мейер произнёс тогда 14 сентября 1986 года: «Я и по сей день высоко ценю этого человека, и я счастлив признать, что он повлиял и сформировал мое отношение к христианской вере».
После бережной реставрации в бывшей церкви Ласденена открыт Православный приход Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.