Герб с изображением трёх ветряных мельниц, в честь некогда стоявших на Замковой горе
В 1911 году Пиллькаллен, переименованный в 1938 году в Шлоссберг, получил герб с изображением трёх ветряных мельниц, в честь некогда стоявших на Замковой горе (позднее Мюльберг), – золотых на красном фоне плотно прижатых друг к другу на зеленой земле над серебряной стеной с зубчатым верхом и открытыми воротами.
Первые три ветряные мельницы в Пиллькаллен появились в 1658 году.
Позднее заработает мельница у мельничного пруда, последний владелец которой Адольф Швайнбергер, построит мельницу на Шаллупёнен-штрассе (Stallupöner Strasse).
Из 16 семей эмигрантов, прибывших из Зальцбурга в Пилькаллен в 1732 году, поселилась семья Плеве, стараниями которой мельница на Замковой горе молотила зерно.
Во время Семилетней войны в церкви 1649 года постройки простой конструкции с башенкой на рыночной площади в Пиллькаллене, чей колокол отлитый в 1706 году призывал на службы долгое время, хранился русский двуглавый орёл и всё также молотили три мельницы на горе и одна водяная у мельничного пруда.
17 января 1818 года – в год образования крайса Пиллькаллен – случился сильный ураган и все ветряные мельницы в Пиллькаллене и окружающих деревнях были перевернуты.
3 февраля 1828 года во дворе владельца водной мельницы Швухов был закреплён пожарный расчёт.
Самая большая ветряная мельница в Восточной Пруссии стояла в районе Пиллькаллен недалеко от Ширвиндта.
«Классическая» ветряная мельница с горизонтальным ротором и удлиненными прямоугольными крыльями является широко распространенным элементом пейзажа в Европе, в ветреных равнинных северных регионах, в том числе и в Пруссии. С развитием в XIX веке паровых машин мельницы постепенно вышли из употребления.
Ветряные мельницы являлись самыми мощными двигателями доиндустриальной эпохи. Они были особенно важны в засушливых и ветреных районах, а также в низинах, где нельзя было использовать водяные колеса.
История ветряных мельниц мало представлена, её исследование проблематично из-за отсутствия первоисточников. О времени и месте появления первых ветряных мельниц нет достоверных сведений.
Письменные предания из Кодекса Хаммурапи свидетельствуют о том, что первые ветряные мельницы были построены более 4000 лет назад. Есть сведения, что египетские ветряные мельницы имею возраст около 3000 лет. Но в то же время нет никаких доказательств, что народы древности, как египтяне, финикийцы, греки и римляне применяли ветряные мельницы.
Неоспоримо доказано, что ранние известные устройства ветряных мельниц принадлежат греческому изобретателю Герону Александрийскому, жившему в первом столетии нашей эры.
Итальянский историк экономики Маланим называет в качестве источников, первых известных свидетельств, о существовании ветряных мельниц в раннем средневековые – Писания первой половины VII века н.э.
В среднем и позднем средневековье арабские ветряные мельницы, которые отличались вертикальной осью вращения и перпендикулярно стоящими крыльями, пришли на Пиренейский полуостров с распространением ислама, где и были улучшены.
Ветряные мельницы с горизонтальной осью вращения ротора появились во Фландрии, Юго-Восточной Англии и Нормандии с 1180 года. Они, по-видимому, являются самостоятельным европейским изобретением. Технически они, а также еще один объект, предположительно начала 12 века, построенный в Брабанте, являлись системой одного типа – ветряные мельницы, разворачивающиеся навстречу ветру. Этот тип быстро распространился до Северной и Восточной Европы в третьей четверти 13 века.
Ветряные мельницы широко использовались наряду с водяными мельницами, при этом водяные мельницы находили свое применение в основном на быстрых речках в районах со средним уклоном в рельефе, в то время как ветряные мельницы стояли на равнине в достаточно продуваемых местах.
Мельницы принадлежали землевладельцам и отмечались отличительными знаками. Долгое время жители не имели право на собственный помол и обязаны были молотить своё зерно на конкретных мельницах совместно с другими крестьянами из одного амта. Мельницы оказали важную роль в развитии дорожной сети и благосостояние районов. С отменой ограничений население уже самостоятельно выбрало свою предпочтительную мельницу, тем самым оживив конкуренцию и, следовательно, техническое развитие сельскохозяйственных предприятий.
С конца 16 века в Голландии появляются ветряные мельницы, у которых навстречу ветру поворачивалась только башня. От средневековья до конца 18-го века ветряные мельницы были распространены в огромное количество в Европе. Гравюры того периода явно демонстрируют их распространение.
В XIX веке произошёл общеевропейский экономический скачок, в Пруссии тогда была введена свобода торговли, наблюдался и серьёзный рост мельничной промышленности. С появлением множества независимых мастеров произошёл единовременный рост числа мельниц в различных районах страны. Они особенно были распространены на ветреных возвышенностях, в тех местах где господствовал более холодный климат (результат малого ледникового периода 16 – 17 веков) с сильными ветрами.
По подсчетам Прусского правительства в 1895 году в Германской империи были введены в эксплуатацию 18.362 ветряных и 54.529 водяных мельницы, из которых 97% первых упомянутых и чуть более 60% вторых – это были зерновые мельницы.
58.530 предприятий тогда работали на паровом двигателе. Изобретённая в начале 18 века паровая машина, была тогда и впервые успешно применена, но окончательно смогла преобладать лишь во второй половине 19 века. Развитие парового двигателя в 19 веке медленно ломал индустрию водной и ветровой энергии.
Однозначно эксплуатация ветряных мельниц зависела от погоды и не достигала того уровня производительности мощных паровых машин, но несмотря на более высокие затраты в использовании паровой машины, они были более рентабельными для крупных предприятий, и количество ветряных мельниц резко сократилось. Началось так называемое «первое вымирание мельницы». Для ещё существующих ветряных мельниц была предложена реконструкция с применением электропривода, чтобы обеспечить существование малых и средних предприятий.
Подобную мельницу с электроприводом продемонстрировали в 1936 году на выставке в Берлине.
Во время и после Второй мировой войны всё ещё существующие ветряные мельницы пережили короткий период расцвета, поскольку из-за отсутствия топлива, электрической энергии и исправных приводных машин, не было иной альтернативы для обеспечения механическими работами. Однако в 1950-х годах этот подъем завершился в Федеративной Республике Германия. На основании Закона о мельницах крупные предприятия избавились от нежелательной конкуренции за счет премий за закрытие ветряных мельниц – «второе вымирание мельницы». В результате количество коммерческих ветряных мельниц резко сократилось.
В 1980-х годах в Западной Германии получила развитие волна реставраций объектов культурного наследия образцов техники. Многие ветряные мельницы были восстановлены как индустриальные памятники. В них разместились музеи, рестораны, клубы. Мельницы сохранили свой сельский вид. А в некоторых – живут целыми семьями. Проведённая техническая реставрация ветряных мельниц не всегда была правильной и сопровождалась различными импровизациями. К сожалению, профессия Мельника была вычеркнута из списка ремёсел в рамках закона о мельнице в 1950-х годах.
В Восточной Германии коллективизация уменьшила количество частных мельниц. После воссоединения Германии в 1990 году многие еще существующие мелкие мельницы не смогли выдержать конкуренции и в качестве коммерческих предприятий исчезли.
Сегодня в Германии около 1400 ветряных и водяных мельниц. Они ежегодно принимают участие в национальном празднике Мюлентаг (Mühlentag) в день Святой Троицы.
В Голландии в 19 веке на побережье были зафиксированы 10.000 ветряных мельниц, сейчас их число сократилось до 1000.
К концу 19 века ветряные мельницы можно было встретить во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Польше, Прибалтике, во многих регионах России, Скандинавии, странах Южной Европы.