Путь Рюрика
"Путь Рюрика". В. И. Кулаков
«Земля наша велика и обильна, а наряда (=порядка) в ней нет. Да поидете у нас княжити и володети».
Эти известные всем слова, древнерусский летописец вложил в уста посланцев славян-новгородцев, отправившихся в неспокойном 862 году искать «за морем» князя для своей земли, истерзанной межплеменной усобицей. По традиции отечественного летописания, братья Рюрик, Синеус и Трувор, собрав свою дружину, «звахуся варязи-русь», откликнулись на призыв новгородцев. Так начиналась наше государство Русь-Россия, изначальное название которого традиционно связывается с племенным названием пришельцев из-за моря.
Давно отшумели научные дискуссии о роли варягов в сложении Руси – гаранта стабильности на великом Восточном пути, связывавшим в эпоху раннего средневековья север и восток Европы с волшебным Востоком, поставлявшим нашим предкам роскошные ткани и звонкое серебро, пряности и покрытые прихотливыми узорами сосуды. Большинство исследователей уже не отрицает значительную роль в сложении Руси неславянских народов, в том числе, и скандинавских викингов, именовавшихся в Восточной Европе “варягами” (от древнеисландского “вэр” = “клятва”, которой викинги были неразрывно связаны со своим вождём). Летописный Рюрик справедливо отождествлён с датским конунгом Рюриком (дисл. “Богатый Славой” – прозвище, достойное предводителя воинов моря). Правда, остаются открытыми вопросы о том, каким же путём новгородцы добирались до своих будущих наёмников и какой маршрут проложил Рюрик на восток. Для поисков ответов на эти вопросы обратимся к тем временам, когда наводившее ужас на своих современников слово “викинг” ещё не было известно европейцам.
Морское побережье Балтики с древнейших времён заселяли предки современных литовцев и латышей, относившиеся к племенам, родственным по культуре и языку. Эти племена объединяются учёными под общим именем «балты». Правда, аспекты их истории никогда не принимались в расчёт при изучении событий, легших в основу истории Руси.
Великий речной путь, именовавшийся в наших летописях «из варяг в греки», издревле связывал Север и Восток Европы. Этот путь пролегал по Неману и Днепру. Был и «Восточный путь», отмеченный многочисленными находками восточной монеты и ведший по Даугаве и Волге в богатую серебром Среднюю Азию и на Кавказ. Основой для широких межплеменных общений, начавшихся в истории нашего континента глобальными перемещениями индоевропейцев в эпоху неолита и завершившихся движением викингов, являются поиски представителями различных социумов своего места в меняющемся мире на разных уровнях хозяйственной и общественной деятельности.
Именно на заре европейской истории обозначилось важнейшее звено, соединявшее взаимные устремления жителей севера и юго-востока нашего континента. Этим звеном стало население юго-восточных берегов Балтики. Его посреднические функции на самых разных этапах исторического развития до сих пор слабо изучены. Именно этот вопрос, ранее совершенно не принимавшийся в расчёт отечественными учёными, является ключевым в осмыслении характера движения викингов в его восточном варианте.
Археологический материал (оружие и предметы быта, изготовленные далеко за пределами Балтии) показывает ведущую роль жителей Янтарного берега (ныне Калининградская область России) в обменных процессах между Скандинавией и Северным Кавказом уже в начале I тысячелетия до н.э. С этого момента на протяжении многих веков контакты севера Европы с её другими частями базировались во многом на балтийском янтаре.
Ключом к Восточному пути по Волжскому направлению была Старая Ладога. С самого её основания в середине VIII века одной из основных видов хозяйственной деятельности её многонационального населения являлись обработка балтийского янтаря и торговля янтарными изделиями. Именно здесь в третьей четверти IX века обнаруженные в раскопах следы разрушений и пожаров показывают конфликт, произошедший между местным населением и, видимо, готландцами. Эти скандинавские островитяне, видимо, и были теми летописными “варягами из-за моря”, которым словене прекратили в начале 862 г. выплату дани.
Возможно, результатом именно этого конфликта стало призвание новгородcкими словенами князя Рюрика с братьями и дружиной, которые понадобились, в частности, ладожанам для поддержания элементарного порядка в городе и его округе. Словене в поисках опытных помощников в этом немаловажном деле могли использовать давно знакомый им речной путь к Янтарному берегу. Не будучи опытными мореходами, они отправились “за море” (то есть, на большое расстояние, отделённое от их родины водными гладями) по речной системе, пронизывающей огромные пространства суши между низовьями рек Невы и Вислы. Прибыв на Янтарный берег, словене, скорее всего, воспользовались услугами своих давних торговых партнёров – пруссов, которые давно известным для себя маршрутом отправились в Данию с вестью Рюрику. Сей вождь в своём пути к словенам мог плыть как по упоминавшемуся выше речному пути, используя волоки, так и (что предпочтительней), отправиться каботажным маршрутом, огибая Куршский полуостров и стремясь в Финский залив. Эта трасса была известна древним германцам ещё в VI в. н.э. Незадолго до этого путешествия на Балтике пути гибнет центр межплеменной торговли Трусо (устье р. Ногаты) близ совр. г. Эльблонг, а действиями шведского ополчения в середине IX века разрушается центр куршских дружинников Апуоле к югу от совр. г. Лиепая. Это усложняло морской маршрут Рюрика, лишая его небольшой флот удобных стоянок. Однако возникшие к середине IX в. типы кораблей («кнорр» и «драккар»), позволявших основательно загрузиться дорожными запасами и не бояться мелей и шхер Финского залива, а также свирепых пиратов из племён куршей и эстов, бороздивших восточную часть Балтийкого моря.
Название возникшего как гарант порядка в торговле и в межплеменных отношениях в истоках «Восточного пути» государства – Русь – гипотетически можно связать с прусским термином irt в его отглагольной форме iryso. Его эквивалентом является русское “я – гребец”. Именно так определялась контролировавшими Восточный путь прусскими воинами их принадлежность к дружине. Несмотря на то, что торговая инициатива на Востоке впоследствии перешла к скандинавам, пруссы могли по-прежнему обеспечивать здесь воинское прикрытие караванов, в том числе, видимо, и маленькую флотилию Рюрика. Позже, после захвата в 882 г. князем Олегом Киева «Роуская земля» фиксируется летописцами в Среднем Поднепровье. Одной из ведущих задач этого молодого государства был контроль над речными путями, ведшими к манящему викингов Востоку. Так маршруты ладожан и Рюрика в 862 г. символически обозначили грядущую судьбу молодой Руси.
Славянское в своей этнической основе государство Русь заняла своё прочное место на европейской политической арене. Тесные этнические, культурные и торговые связи между народами Восточной Европы и различными племенами Скандинавии и Балтии, близость их социального развития логически привели к образованию Древнерусского государства, первоначально как гаранта стабильности торговых путей из Скандинавии и Балтии на восток и на юг. Такая судьба Руси, сложившейся благодаря совместной деятельности многих племён, на века определила национальную идею нашей Родины. Сущность этой идеи – совместная работа представителей разных народов над укреплением общего для всех государства как гаранта стабильности существования этих племён. На раннем этапе его жизни прусс и готландец, степной кочевник и обитатель заселённой угро-финнами Верхней Волги безо всякого различия обозначался прилагательным «русский». Национальные грани на Руси не существовали, степень ценности её жителя определялась трудами по защите и укреплению Отечества. Это навеки утвердилось в русском национальном характере. Пока он жив, жива и Русь-Россия.