История Рудау
Район вокруг Рудау был заселён уже в Первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствует множество могильников – курганные и грунтовые, городища и селища, а также обнаруженные в XIX веке клады римских монет.
Рудау уютно расположился на берегу озера, его прусское название означало что-то вроде «ржавый или цветной пруд».
В Рудау рядом с прусским городище находилось и место жертвоприношения.
Впервые Рудау упоминается в 1274 году, в тот год на священном месте пруссов братьями Тевтонского ордена было построено крепостное сооружение. Однако есть основания предполагать, что строительство первого орденского замка на месте старой прусской крепости началось уже в 1263 году. Эта стройка не была доведена до конца, рядом возвели другую крепость, изначально как деревянно-земляное строение. В начале 14-го века крепость перестроили в камне, и она приобрела вид замка. О самом замке до нас дошло мало информации, ни о его постройке, ни о его порче не известно. Во всяком случае, в 1723 году сохранились лишь небольшие фрагменты стен, а в земле, возможно, остались фрагменты фундамента.
К юго-западу от Рудау вдоль Кинтаубах, небольшой речки с прекрасным именем Славная, расположен один из важнейших природных памятников Самланда – Хюненберг – еще один прусский вал, его пересекает дорога от Сиренево (Айзельбиттен) в Экриттен, ныне не существующий посёлок. Основной вал имеет длину около 400 метров. Возможно, здесь находился прусский замок Ногимпте, бежавшие сюда пруссы в 1255 году подчинились победоносному королю Богемии Оттокару.
На второй день после завоевания Меденау, войско под предводительством Пржемысла Отакара II захватило прусское укрепление Рудов (Рудава), сожгло поселение и учинило резню местных жителей. Мощным штурмом была взята крепость – резиденция местного нобиля рода Зипенов (Зюпайне). Остаётся открытым, какая именно крепость была взята – Рудов или Нагюмптен (Ногимпте). После удачного штурма воинами Отакара было совершено полное истребление гарнизона. Род Зипенов вынужден был бежать. Узнав об этом, прусские вожди местностей Кведенов, Вальдов, Кайме и Тапиов, чтобы избежать уничтожения были вынуждены отдать в заложники своих сыновей, обязуясь смиренно повиноваться требованиям веры и орденским братьям.
Местный нобиль обратился к королю с просьбой пощадить народ. Оттокар II согласился при условии немедленного принятия пруссами христианства. Обряд крещения провел находящийся в войске рыцарей оломоуцкий епископ Бруно.
Владения бежавших Зипенов земли Рудау 18 января 1255 года вицеландмейстером Бурхардом фон Хорнхаузеном были пожалованы сембу Ибуте (Ибетонис, Ибуте, Йобото) из Лаптау. Это была одна из самых старых витингских привилегий. Благодаря этому факту, представители таких старопрусских дворянских фамилий как Вайссель, Зургите и Винкке проживали в округе Рудау вплоть до XVI века.
Во время прусского восстания 1260-1274 гг. многие самбийцы остались верными ордену, в том числе роды Гедуне, Стантете, Байзе Сантирне, Дивоте, Пагауле, Самбил и Гланде.
Около 1263 года, во время второго прусского восстания 1260-1274 годов, Орден приступил к сооружению в Рудау рядом с горой Амтсберг деревянно-земляного замка. После раздела земель Пруссии между Тевтонским орденом и церковью местность Рудау отошла Ордену, здесь был создан каммерамт, который входил в состав Кенигсбергского комтурства. На протяжении столетий каммерамтом Рудау управляли представители семьи Хундертмарк.
Крепость, окружённая глубоким рвом с водой, состояла из замка и форбурга, разделённые также рвом. Замок состоял из одного или двух флигелей, окружённых оборонительной стеной. По пархаму его размеры с учётом неправильной формы холма достигали примерно 60х60 м. Флигели были построены из камня и только проёмы окон, военный ход и внутренняя облицовка стен были выложены из кирпича. Толщина стен достигала 1,7–1.75 м. По крайней мере, западный флигель имел глубокие сводчатые подвалы, обнаруженные в 1818 г. Замок с форбургом соединялся подъёмным мостом. Уже в 1314 г. упоминается замковая капелла.
Форбург был небольшой, приблизительно 60х90 м с жилыми и хозяйственными постройками.
Возле орденского замка Рудау в 1291 году были построены мельница и трактир, которые были предписаны кенигсбергским комтуром Бертольдом фон Брюхавеном некому Ульманну. Официально постоялый двор упоминался в 1670 году, в 1791 году носил уже название «Блауэр Круг».
Вплотную к замку была заложена кирха с оборонительной башней, которая впервые упоминается в документах в 1354 году, в начале XIV века в форбурге замка был построен пасторский дом. В замке Рудау располагался один из восьми Самбийских каммерамтов, центров казначейства, сбора налогов. Во время литовских набегов местные жители укрывались за его стенами. Не часто литовские отряды пытались штурмовать такие убежища.
17 февраля 1370 года на поле между Трансау (ныне поселок Озерово) и Мюльзеном (ныне поселок Холмы) произошло сражение, вошедшее в историю под названием «битва при Рудау». Литовские войска двигались к месту сражения с двух сторон. Князь Ольгерд с сыном Ягайло выступил с территории Жмуди, перешел по льду Куршского залива и подошел к Рудау с севера. Князь Кейстут с сыном Витовтом перешел реку Неман возле Рагнита (ныне город Неман), разорил окрестности Инстербурга (ныне город Черняховск) и подошел к Рудау с востока. После объединения войск, литовские князья планировали выступить на Кенигсберг. Великий магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде и маршал Хеннинг Шиндекопф узнали о приближении литвинов 2 февраля, собрали войско из рыцарей и ополченцев, которое выдвинулось навстречу неприятелю. 17 февраля произошла битва между войсками Литвы и Тевтонского ордена.
Результаты битвы стороны оценивают по-разному, занижая свои потери и преувеличивая потери противника. Литовское войско после битвы ушло в Литву, сохранив добычу, тевтонцы их не преследовали. Герман Вартберг в Ливонской хронике говорит о 5,5 тыс. павших воинах с литовской стороны, реалистичные оценки позволяют говорить о потерях в 500-750 человек. Со стороны Тевтонского ордена были убиты 26 рыцарей, среди которых маршал Хеннинг Шиндекопф, комтур Бранденбурга Конрад фон Хатенштейн, комтур Рединский, подкомтур Генрих фон Хатенштейн, Арнольд Лареттский, от 176 до 300 конных воинов. Павших ополченцев и оруженосцев никто не считал.
Гроссмейстер Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде в честь павших при Рудау распорядился установить две капеллы – одну в Лаптау, другую в Рудау, и соорудить в честь маршала Шиндекопфа памятную стелу на поле битвы, которая была обновлена в 1870 году.
После секуляризации Тевтонского ордена в 1525 году каммерамт Рудау был объединен с Побетеном (ныне поселок Романово) и Грюнхофом (ныне поселок Рощино), был образован церковный приход Рудау. который более двух столетий находился в руках фамилии Хундертмарк. К концу 16 века замок одряхлел и потерял оборонительное значение. Часть его помещений была разобрана. Не полностью сохранившийся флигель был переделан в кирху.
В 1528 году в Рудау существовал трактир у леса Лизер.
4 сентября 1797 года почти всю деревню уничтожил пожар. Сообщается, что всего за пятнадцать минут, включая только что засыпанные сараи, сгорели 23 здания. Два человека при пожаре погибли.
За четыреста лет, с 1525 года и до окончания Второй мировой войны, в поселении Рудау происходили значительные перемены. Росло число жителей, развивалась торговля, поселение благоустраивалось и прихорашивалось. В 1830 году в Рудау существовали мельница, трактир, пять батрацких хозяйств. Население Рудау в 1830 году составляло 200 человек, в 1844 году – 283 человека, в 1858 году – 329 человек, в 1895 году – 493 человека, в 1919 году – 713 человек. 85 жителей Рудау погибли на полях сражений Первой мировой войны. Орденскую мельницу (Ordensmühle) в период Первой мировой войны расширили и перестроили в самую большую на то время паровую мельницу в Замланде.
В январе 1945 года Рудау был занят без боя частями 11-й гвардейской армии.
Первые переселенцы из Горьковской области прибыли в Рудау 3 сентября 1946 года. С 1947 года поселок стал называться Мельниково.
В 1996 году поселок Мельниково посетил Президент России Б.Н. Ельцин.
Сегодня здесь, в Мельниково, бывшем Рудау, живет много поволжских немцев.
Достопримечательностью посёлка Мельниково является кирха, построенная в конце XVI века в результате перестройки флигеля замка Рудау. Стоит она на своём прежнем месте над склоном пруда.
В 1615 году в кирхе произошло «кровяное чудо»: во время причастия снизу чаши для причащений в вино начала поступать наполнившая чашу жидкость, похожая на кровь, а затем вино вновь стало прозрачным. Платок священника с пятнами этой жидкости позже хранился в Берлине.
Кирха неоднократно перестраивалась, последний раз в 1820-1824 годах, после того, как в январе 1818 года она была разрушена ураганом. При ремонте были обнаруженные глубокие подвалы, оставшиеся от замка, которые были засыпаны песком. Внутри кирхи остатки сводчатых этажей полностью нивелированы. Была построена и новая трёхэтажная башня, с северо-востока пристроена ризница, с запада – притвор. Во дворе орденского замка было устроено кладбище остатки стен по периметру выполняли роль кладбищенского забора.
В 1903 году были обновлены росписи стен, установлены цветные витражи. У кирхи в это время были бронзовый и два стальных колокола, в 1906 году был смонтирован новый орган.
Сама кирха была оштукатурена внутри и снаружи. Поэтому некоторые исследователи (Erich Weise, Dechio/Gall) считали эту кирху построенной в 1354 г. рядом с крепостью. Скорей всего, речь идёт о замковой капелле. К тому же в католическое время кирхи строили ориентированные с востока на запад, а эта постройка с севера на юг. Другие доказывали (Friedrich Borcherd), что от замка остались только фундаменты зданий и стен, которые находятся в земле.
В результате боев 1945 года кирха не пострадала.
В мирное время кирха использовалась в качестве склада и зерносушилки, для чего была закрыта часть входов и заасфальтирована прилегающая к зданию территория, в том числе и церковное кладбище. Позднее из-за отсутствия ремонта обрушилась крыша, после здание забросили.
В конце 90-х годов ХХ века штукатурка стала активно осыпаться и в 1999 г. при осмотре кирхи, на восточной стене (со двора) были обнаружены небольшие окна и двери, заложенные в более поздние времена, когда оставшейся флигель замка, перестраивался под кирху. Во время перестройки замковые окна и вход были заложены и пробиты новые большие и высокие окна. С наружной стороны флигеля в местах, где штукатурка осыпалась, видны готические слепые окна и заложенные небольшие также готические оконца. То, что не весь флигель был задействован под кирху, а только его часть, это видно по южной стене, к которой в 1820 г. была пристроена башня – эта стена в два раза тоньше западной, северной и восточной стен, оставшихся от орденских времён. Остатки флигеля имеют размеры 35,15х11,14 м.
В начале XXI века остались стены кирхи, которые продолжают разрушаться. В центре руин кирхи был установлен деревянный православный крест.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Интерес вызывают и знаменитые жители Рудау. Художник и портретист Артур Вайс родился в Рудау в 1866 году. Альберт Боровский, политик, видный деятель рабочего движения, родился в Рудау в 1876 году, активный участник общественной жизни провинции. Врач и политик Карл Кольвиц, родившийся в Рудау в 1863 году, муж известной художницы Кете Кольвиц.
Его отец был шорником и трактирщиком, дед кузнецом. Его мать Доротея (1826–1878) происходила из семьи владельцев имения Данненберг, которая сначала была в Лаптау, а с 1906 года уже поблизости –в Сандхофе, была богатой. После ранней смерти отца мать отдала полусирот в Королевский приют в районе Закхайм в Кенигсберге. Там он посещал Вильгельмгимназию, затем изучал медицину в Альбертине и получил степень доктора медицыны. После ранней смерти матери в 1878 году дядя, помещик из Данненберга, стал опекуном, у которого Карл Кольвиц проводил каникулы. Сиротский опыт в Кенигсберге и контакты с детьми социал-демократического пастора в Рудау во время каникул сформировали его политическую позицию и его дальнейшую работу в качестве врача для бедных. После ноябрьской революции 1919 года он стал представителем социал-демократического города в Берлине и членом социал-демократической медицинской ассоциации в комитете по делам молодежи в районе Пренцлауэр-Берг и в Лиге прав человека.
Карл Кольвиц дружил с художником Артуром Вайсом, также родом из Рудау. Его отец Карл Ойген Вайс был пастором в Рудау в течение 28 лет, но в 1887 году ему пришлось сменить пасторское положение, потому что он представлял собой слишком социальную и либеральную позицию. Поэтому он переехал в Швейцарию. Сын Артур остался в Пруссии и с 1884 года учился в Академии художеств в Кенигсберге. В это время два друга посетили дом пастора Руппа, где Карл Кольвиц встретил свою будущую жену Кете. По возвращению из Берлина в Кенигсберг Артур Вайс сделал себе имя как портретист. В этом жанре он сосредоточился на пасторских лицах, но в тоже время работал и на различные темы.