Дом Коринта. Разгул лицемерия, цинизма и профанации
16 апреля Иван Марков в «Комсомольской правде» опубликовал обстоятельную статью, посвящённую дому Ловиса Коринта, в которой подробно описал текущую ситуацию с комментариями архитектора Мария Сизикова, осуществляющей «авторский надзор» за ходом выполняемых работ на объекте, и министра культуры Andrey Yermak. Признаюсь, я оказался в замешательстве.
С одной стороны, я лично был в этом доме 28 февраля, о чём сделал публикацию на странице сообщества. Картина была катастрофическая: потолки парусом провисли от сырости, растрескавшиеся стены разбухли, фундамент разошёлся. Я не профессионал в области строительства и не знаю на какие чудеса способны современные технологии, но на мой обывательский взгляд было очевидно, что все эти конструкции сохранить невозможно. Стены и перекрытия не выдерживали нагрузки, всё покрыто плесенью и пропитано влагой, штукатурка крошилась от одного только прикосновения к ней. И такая картина открывалась во всех помещениях строения, а не только со стороны треснувшей стены. А ведь на момент расселения дома в 2016 г. (о чём я тоже делал публикацию) такого ужаса ещё не было.
С другой стороны, 16 апреля, после нашумевших публикаций по разборке дома, на своей страничке в ФБ высказалась Мария Сизикова, которая сочла действия подрядчика неправомерными, варварскими и, вообще, попадающими под уголовную ответственность. При этом, цитирует в своей статье Иван Марков, г-жа Сизикова говорила, что проводимые работы на объекте по документам не обозначены как реставрационные, а прописаны как «приспособление к современному использованию». Простите, но под такую формулировку можно подвести всё, что угодно. Разборка ветхих конструкций здания с последующим восстановлением - тоже часть «приспособления».
Но комментарий г-на Ермака полностью обескураживает. Как пишет Иван Марков, министр заявил, что об аутентичности здания говорить не приходится, т.к. в кладке был обнаружен силикатный кирпич и советские гвозди. Уважаемый Андрей Викторович, сколько бы ни было в кладке силикатного кирпича, дом-то стоял с 1825 г. Его ни разу с того времени не разбирали под ноль с последующим «приспособлением»! Какой ещё критерий аутентичности Вы желали бы иметь?
Мой личный вопрос в другом. Сейчас Министерство культуры, отделы архитектуры, надзорные органы в лице Отдела охраны памятников и ещё какого-нибудь «отдела» набросятся на подрядчика. Обобщая, хочу поинтересоваться сразу у всех: а вы лично хоть раз пришли посмотреть во что превратился дом Коринта с 2016 г.? Когда мы с Марина Шапошникова приезжали в Отдел охраны памятников культуры в 2017 г. и трубили, что дом заливают бесконечные ливни, мы лично готовы были лезть на крышу с плёнкой и молотками, чтобы заделать трещину. Но нам запретили, а сами ничего не сделали, чтобы обеспечить необходимую консервацию здания. Вы, вроде бы профессионалы, профильно занимающие свои должности, образованные люди, с 2016 г. не сделали ничего, чтобы дом не довести до катастрофы. Четыре года вы занимались бюрократической вознёй и не смогли даже прописать в документах необходимость именно реставрационных, а не каких-либо других работ. А теперь виноват подрядчик? Любопытно, как бы вы, знатоки своего дела, сохранили ту труху, в которую превратился дом Коринтов к 2020г.? Мне кажется, что уголовные дела надо заводить не на подрядчика, а на совершенно других людей. И вы знаете друг друга в лицо!
Из сообщения лидера движения «Ловис Коринт как национальное достояние» Павла Белорецкого.
Источник: https://www.facebook.com/groups/426502124186038/permalink/1500891583413748/
С сайта « Новый Калининград" взяты отографии и комментарий Галины Валентиновны Заболотской, директора Калининградского Музея Изобразительных искусств, на чей баланс после реставрации планируется передать дом Ловиса Коринта в Гвардейске в статусе филиала музея с выставочным пространством под экспозицию работ немецкого художника из фондов его хранилища.
«Понятно, что мы не можем сейчас выехать на объект. Но то, что мы видим на фотографиях — вряд ли это предусматривалось проектной документацией. Конечно было предусмотрено возведение дополнительных каких-то гипсокартонных стен. Но насколько я знаю, кирпичные стены не должны были быть полностью разобраны. То, что мы видим на фотографиях, конечно, говорит о каком-то противоречии с документацией. Я, конечно, не строитель и ничего вам не скажу, что не сказал бы любой разумный человек и музейщик, который всегда за аутентичность комплекса и максимально бережное отношение к объекту», — сказала корреспонденту «Нового Калининграда» директор музея Галина Заболотская.
Она также подчеркнула, что музей сейчас активно готовится к наполнению нового корпуса и готов приступить к своей части работ, как только объект будет передан учреждению. «У нас сложилась самая большая в России коллекция графических произведений Коринта, мы собрали большой материал по истории Тапиау того периода, когда там жил Коринт, материалы Академии художеств, в которой он учился. Ну и у нас в рамках этого здания был предусмотрен даже небольшой зал, в котором мы могли бы делать выставки современных художников, которые бы корреспондировались с теми темами, к которым обращался Ловис Коринт», — сказала Заболотская.
Невооруженным взглядом видно, что тепрь это будет уже совсем другой объект.