Съёмки проблемного репортажа проекта об инженерном довоенном объекте.
На днях, вместе с Юрием Бардуном были в посёлке Дружба – бывшем Алленбурге. Именно здесь начинается знаменитый Мазурский канал. Согласно проекту, нумерация шлюзов ведёт свой отсчёт отсюда – на соединении канала с тогдашней рекой Алле, сегодняшней Лавой.
Его длина чуть больше 50 км. 30 на территории Калининградской области, 20 – на польской территории.
При немцах, незаконченный гидротехнический проект на севере Восточной Пруссии стал логическим завершением масштабного преобразования речной сети Восточной Пруссии, корни которого уходят в далёкое средневековье. Канал должен был соединить озёрную систему Мауэрзее с бассейном реки Прегель. Общий перепад высот составлял 110 метров.
Система шлюзования позволила бы соединить Мазурское поозёрье с Балтийским морем.
Всего было построено 10 шлюзов. 5 находятся на нашей стороне, пять на польской.
Идея соединить судоходным путём Мазурские озёра и Балтийское море через реку Прегель (Преголя), построить канал как водотранспортную систему, возникла ещё в середине 17 века. Реализовываться стала в 1764 году при обер-президенте Восточной Пруссии Иоганне Фридрихе фон Домхарте.
Основное же строительство канала и все работы конструктивного характера – ворота, затворы, бассейны, наливные камеры – относятся уже к 20 веку.
Этот шлюз старейший – 1908 года постройки. Высота над уровнем моря 12 метров. Перепад высот на шлюзе 6,9 метра. Шлюз должен был работать почти круглый год (за исключением зимнего периода) производя до 13 шлюзований в сутки, что позволило бы Германии провозить по этой водотранспортной системе до 1 млн. тонн грузов за сезон. На первоначальном этапе все работы на шлюзе планировалось вести вручную (!), лишь с подводом электричества дело должно было упроститься.
Шлюз Алленбург – I хоть и старейший, но один из самых сохранившихся. Если это слово здесь применимо. Объект, по сути, бесхозный. В 90-е его вообще хотели демонтировать. Тогда подъехали на грузовых машинах ловкие ребята, с автокраном и пытались снять шлюзовые ворота, но вмешались местные жители и не дали ворью разобрать свою достопримечательность, а шлюз, без сомнения прекрасный образец довоенной промышленной архитектуры. И он обязательно требует внимания со стороны государства. Есть вариант, что в стоящем рядом домике смотрителя, откроют небольшой музей истории Мазурского канала. Но это частная инициатива. Власти пока не замечают этот объект, или делают вид, что не замечают. Зря, хотя бы потому, что это зона повышенной опасности для граждан.
Канал мог бы ещё существовать и приносить пользу государству, т. к. во время боевых действий практически не пострадал, но в середине 60-х на совместной конференции польской и советской сторон в Варшаве, было принято решение о нецелесообразности восстановления работы канала. К началу 70-х вода из него ушла, механизмы стали приходить в негодность, в 90-е всё что можно было снять со шлюзов и сдать в пункты приёма металлолома, было снято и сдано…
Остальное само разрушится.