Мендельсон и пионеры
Советск – Тильзит. Как выяснилось, этот город может вместить всё. Родить. Погубить. Забыть, потом вспомнить, и опять забыть. Разрушить и выстроить заново. Сочетать не сочетаемое.
Здесь лось и танк могут стоять рядом. На руинах 15 века гасить известь 20-го. Вставший на прикол Ленин здесь смотрит на никуда не идущий трамвай. Здесь можно свести на плоту посреди реки, точно заядлых рыбаков, трёх императоров. Дать мосту женское имя, потом переименовать в мост дружбы, потом снова назвать женским именем. Славно. Императорам понравилось бы.
Здесь музыкант может сидеть, а королева стоять. Здесь легко сочетается великое и малое. Здесь корабль уплыл, а якорь остался. Есть табличка, а дома нет. Есть рыбаки, но нет рыбы. Есть пограничники, но не видно границы. Здесь пионеры могут прийти в гости к ветхозаветным старцам. А всё отчего? От того, что город был основан на слиянии малой и большой рек. В этом вся беда. Не те пропорции, да и названия говорят сами за себя: Тильжа и Мемель.
Так вот. О пионерах.
В 1926 году в Тильзите архитектором Эрихом Мендельсоном был построен дом. Не совсем обычный, но всё же дом. Патриархи Авраам, Исаак, Иакоб – его концептуальная основа. Ибо «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его …», так начиналась история еврейского народа. Так виделась заказчикам иудейская Ложа Тильзита. Преемственность рода и милосердия. Чистота линий и форм. Скупость цветовой гаммы и декора. Влияние супрематизма, сводившего осязаемое архитектурное пространство к простым геометрическим формам, здесь очевидно. Любая сюжетность сведена на нет. Вся динамика – в пропорциях и взаиморасположении сочетаемых объёмов.
Изначально так и было. Но ….
Пришла другая эпоха: Тильзит стал Советском и здание бывшей иудейской ложи «украсили» юные пионеры.
И ладно, когда данный элемент монументальной пропаганды вписывался в отведённые ему соцреализмом места – статуи из гипса, бронзы и гранита, тогда заполонили собой парки, улицы, фронтоны зданий – архитекторы, художники и скульпторы той эпохи всё-таки хорошо знали своё дело: сталинский ампир возник не на пустом месте, он имел свой стиль, он был убедителен…
Но вот так, как здесь …? Чтоб «просто было»? … Молодые боги социалистического пантеона зорко стоят на страже мирного труда и учёбы своих товарищей?
Впрочем, пусть стоят. Такое единение, тоже памятник своего времени.