Судьбы усадеб
Усадьбы Восточной Пруссии… Своеобразный архитектурно-хозяйственный феномен той части Германии, что находился между Вислой и Неманом, дававшей метрополии значительный процент от общего объёма продуктов животноводства, зерна, картофеля, молочной продукции, коневодства и всего того, что делало Германию Германией, где добросовестная работа на земле, была мерилом всего.
1200 усадеб и поместных хозяйств насчитывала Пруссия до войны.
На территории, ставшей Калининградской областью, чуть больше 400.
Земельные наделы составляли от 200 гектаров до 500.
Много это или мало? Много. Ведь усадьба это был не просто господский дом или дворец с парком, оранжерей, садом, прудом и конюшней, усадьба была укладом жизни, создаваемый веками хозяевами поместий. И за всем этим хлопотным имуществом был необходим рачительный уход.
Здесь же находились и фамильные захоронения с колоннами, мавзолеями, ротондами и иной скульптурно-парковой архитектурой.
Зачастую родовое гнездо, закладывалось на руинах средневековых замков, доставшихся от предков. Большая часть поместных сооружений, конечно, в течении столетий достраивалась и перестраивалась в зависимости от экономического и финансового состояния владельцев этих поместий. Не последнюю роль здесь играла мода, престиж, комфорт.
Большая часть усадеб обрели вторую жизнь на рубеже 17-18 столетий. Аристократы начинали входить во вкус обособленной дворцовой жизни: живопись, фарфор, гобелены, изысканная мебель, коллекции оружия, семейные реликвии и прочие атрибуты фамильных династий, стали наполнять смыслом словосочетание «поместное прусское дворянство».
Но экономика, как известно, превыше всего. Не у всех получалось управлять большим наследным хозяйством. Да, видимо, уже и эпоха крупных дворянских землевладений стала умирать. Электричество, паровой двигатель, железная дорога стали вносить существенный вклад в систему землевладения и землепользования Германии.
Родовые поместья уже в большей степени становились памятниками архитектуры и дворцово-паркового уклада жизни бывших курфюрстов-аристократов. Не все, конечно. Имение Дёнхофов Фридрихштайн, например, прекрасно пережило все катаклизмы всех веков. Оно, по-сути, было образцовым… увы, разрушено родовое имение уже в наше, послевоенное время. Его просто разобрали на стройматериалы.
Почему так вышло тогда? – это отдельный вопрос, но … подобный разбор на кирпичи происходит и сейчас.
Прямо сегодня, пока вы читаете эти строки. Причина одна – нет хозяев. Точнее, они есть, но лишь как хозяева определённого количества балок, стропил, черепицы, дверей, досок и всего того, что можно разобрав здание – продать.
Эту картину мы наблюдали в посёлке Дальнем Правдинского района, Песочном, Курортном, Красном Яре, Гвардейского района Лунино, …впрочем, проще составить список того, что не разрушено – он уместиться в несколько строк, чем то, что уничтожается – он займёт не одну страницу.
А ведь многие из погибающих усадьб имеют статус памятников культурного наследия местного значения, правда дела до этого нет никому, но это уже, как говорится, совсем другая история, со своим прологом – эпилогом и бесславным концом.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПобедителиПервогоконкурса2022 #ПрезидентскиеГранты #ГражданскоеОбщество #ПредоставлениеГрантов #НКО #КалининградскаяОбласть