Окончательное политическое решение
Секретариат ЦК ВКП(б) в принятом 11 мая 1946 г. постановлении «О кинокартине Адмирал Нахимов» особо подчеркнул, что «в фильме имеет место пренебрежение к исторической правде». Хотя кампания в полной мере еще не развернулась, думается, политическое руководство уже осознавало опасности обращения к историческому прошлому в деле переименования городов, тем более что документального обоснования старых славянских названий их авторы в партийные и правительственные инстанции не представили.
Отказ от сохранения исторического названия «Тильзит», вероятно, продиктован тем, что составители вспомнили ленинскую оценку Тильзитского франко-русского договора 1807 г. как «похабного мира».
Всего один город удостоился исторического названия Багратион. Закономерность его присвоения не вызывала сомнений, так как П. И. Багратион участвовал в сражении против французской армии в 1807 г. под Прейсиш-Эйлау, находившимся на территории района, созданного советскими властями.
Четыре города Гурьевск, Гусев, Ладушкин, Черняховск намечали назвать в честь советских героев, погибших в Восточной Пруссии.
Побединск должен был увековечить победоносное завершение войны против гитлеровской Германии.
Гвардейск, Красноармейск, Краснознаменск, Краснофлотск были связаны с Красной армией и флотом, разгромившими немецкие войска.
Названия Советск, Славск, Правдинск имели или явный, или подразумеваемый идеологический подтекст.
Только для одного города сохранился принцип наименования исходя из географических особенностей.
И хотя Озёрску попытались придать идеологический оттенок, превратив его в Красноозёрск, решающим при подборе названия остался все же природный фактор.
Работа над проектами указов о переименовании районных центров Калининградской области не остановилась. В РГАСПИ сохранились недатированные проект указа о наименовании городов и районов области и список с альтернативными вариантами названий, не имеющий первого листа. Они составлены на основе документов от 5 июля 1946 г., что подтверждается совпадением многих топонимов при некоторых различиях.
Изменения коснулись двух районных центров:
Лабиау вернули ранее предлагавшийся топоним Полесск, Даркемен посчитали возможным назвать Быковский «по имени Героя Советского Союза гвардии капитана Быкова, погибшего в боях за этот город» (однако в дальнейшем это имя в проектах указов не фигурирует). Сведения о присвоении кому-либо из погибших в ходе Восточно-Прусской операции гвардии капитанов Быковых звания Героя Советского Союза или о представлении к этой награде не обнаружены.
Отметим также, что все предыдущие проекты печатались в алфавитном порядке русских названий, а в рассматриваемом проекте этот принцип нарушен: новейшие названия впечатаны на месте прежних наименований без сортировки по алфавиту. Такой же подход сохранился и в последующих вариантах указов.
С проектом закона, подготовленного 5 июля 1946 г., было ознакомлено руководство Калининградской области. Начальник областного управления по гражданским делам В. А. Борисов в телефонном разговоре с заместителем председателя Совета министров РСФСР А. В. Гриценко попросил по разным причинам перенести центры районов из Кройцбурга в Прейсиш-Эйлау, из Кнёппельсдорфа в Нойхаузен, из Фишхаузена в Кранц (в документе Гранц), из Хайлигенбайля в Людвигсорт. Гриценко проинформировал Родионова об этой просьбе и просил учесть ее при рассмотрении вопроса в ЦК ВКП(б).
Уже 6 июля была подготовлена справка об обновленном проекте указа с учетом мнения калининградского руководства.
Новым районным городам присвоили названия, которые планировались прежним центрам районов:
наименование Багратион, не мудрствуя, перенесли с Кройцбурга на Прейсиш-Эйлау, а в какой-то момент на справке это наименование подкорректировали, и появился Багратионовск;
Гурьевском стал не Кнёппельсдорф, а Нойхаузен; Людвигсорт вместо Хайлигенбайля получил имя геройски погибшего капитана Ладушкина.
Республиканские власти не согласились только с размещением райцентра в Кранце, но Фишхаузену возвратили наименование Приморск, отказавшись от Краснофлотска.
Кроме того, Шталлупёнену дали название Нестеров «по имени Героя Советского Союза Нестерова, погибшего в боях в районе г. Шталлупенена». (Заместитель командира 2-го гвардейского танкового корпуса полковник Степан Кузьмич Нестеров погиб 20 октября 1944 г. южнее Шталлупёнена во время форсирования реки Писса; звание Героя Советского Союза присвоено 19 апреля 1945 г.; похоронен в Каунасе, позднее перезахоронен в братской могиле в городе Нестерове Калининградской области).
К заседанию Оргбюро ЦК, состоявшемуся 28 августа 1946 г., был подготовлен проект указа, включавший названия, которые носят до сих пор калининградские города.
В архивных делах сохранилось несколько версий документа, различающихся только оформлением. В одном из них, кстати, в качестве центра Приморского района был указан Кранц, но от руки внесено исправление на Фишхаузен. Оргбюро утвердило данный проект указа. Правда, 30 августа была составлена и отправлена в ЦК ВКП(б) справка о проекте указа, в которой изменили Краснознаменск на Краснознамёнск, но по каким-то соображениям это нововведение не было принято.
Окончательное политическое решение вынесло Политбюро ЦК ВКП(б) 5 сентября 1946 г.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР издан 7 сентября 1946 г.
В нем районные центры Калининградской области получили названия:
Багратионовск (Прейсиш-Эйлау),
Гвардейск (Тапиау),
Гурьевск (Нойхаузен),
Гусев (Гумбиннен),
Краснознаменск (Лазденен),
Ладушкин (Людвигсорт),
Нестеров (Шталлупёнен),
Озерск (Даркемен),
Полесск (Лабиау),
Правдинск (Фридланд),
Приморск (Фишхаузен),
Славск (Хайнрихсвальде),
Советск (Тильзит),
Черняховск (Инстербург).
Фрагмент статьи кандидата исторических наук Виталия Маслова «Переименование районных центров Калининградской области в 1946 году»
Фотографии к публикации из альбома Олега Максимова «Калининград. Эпизоды истории».