СПРАВКА ОБ ОСВОЕНИИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
Инспектору ЦК ВКП(б) тов. Шамберг М. А.
СПРАВКА ОБ ОСВОЕНИИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Точными данными о количестве предприятий, имеющихся в Кенигсберге до войны, город не располагает.
К началу 1948 г. в Калининграде восстановлено советскими органами и пущено в эксплуатацию 55 различных предприятий.
Из них союзного значения 25, республиканского 6, местного значения 13 и промартелей 11.
Среди восстановленных и пущенных в эксплуатацию крупные заводы: вагоностроительный; целлюлозно-бумажные комбинаты № 1 и № 2; завод № 820; машиностроительный завод МТТБП; судостроительная верфь; 3 литейно-механических завода; катушечная фабрика; судостроительный завод и другие.
В числе восстановленных вступили в строй во второй половине 1947 г. 10 предприятий: (машиностроительный завод МТТБП мебельная и трикотажная фабрики, штампо-механический завод, ацетиленовый завод и несколько артелей).
Промышленность города растет не только по количеству предприятий, но и по выпуску продукции. Если план I квартала 1947 г. был выполнен всего лишь на 49 %, то план IV квартала выполнен уже на 85 %, а план I квартала текущего года – на 101,8 %, причем валовой продукции произведено на 13,5 млн. руб. или на 125 % больше, чем в I квартале прошлого года.
В текущем году промышленность города ежемесячно перевыполняет государственные планы. План 4 месяцев выполнен на 102 % и валовой продукции выпущено на 32,9 млн. руб., что составляет около 50 % к выпущенной продукции за весь 1947 г.
Наряду с этим в промышленности произошли и качественные изменения. Заводы вагоностроительный и литейно-механический Главстроймеханизации, хлебозавод № 1, судостроительная верфь и другие подверглись серьезной реконструкции. Освоены новые виды продукции: 40-тонные саморазгружающие вагоны типа "Думпкар", камнедробилки, ленточные транспортеры, шлакоблочные машины, ацетилен, беленая целлюлоза, рыболовные траулеры и другие.
Проведенный в начале текущего года на промышленных предприятиях города месячник общественного смотра организации труда значительно улучшил планирование, техническое нормирование, организацию рабочего места, вопросы заработной платы и значительно повысил производительность труда.
Рабочие и инженерно-технические работники только ведущих промышленных предприятий в период месячника подали более 1100 предложений, из них было принято к реализации 990, внедрено 430; экономический эффект от принятых предложений составит более 1 млн. руб. в год.
Сейчас партийные и профсоюзные организации готовятся к проведению месячника (с 15 июня) максимального использования промышленного оборудования и сбора рационализаторских и изобретательских предложений.
III. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
В городе восстановлены и действуют: железнодорожный узел, располагающий на территории города пятью линейными и одной сортировочной станциями с 128 км главных и 118 км станционных железнодорожных путей; морской торговый порт, хорошо оснащенный механизмами для погрузочно-разгрузочных работ, состоящих из 40 портальных кранов, 9 транспортеров и 4 катеров и пароходов. Порт имеет 2129 м причальных линий и 3450 кв. м складских помещений; речной порт, имеющий 950 м причальных линий, 8 буксирных пароходов, 13 несамоходных барж, 5 транспортеров, 2 крана; городская автотранспортная контора, имеющая 36 грузовых машин и 14 автобусов, гараж емкостью на 74 машиноместа и профилакторий на 12 машиномест.
Город имеет городскую контору связи, объединяющую 10 городских отделений связи, автоматическую телефонную станцию на 1000 номеров, центральный телеграф, 3 радиоузла, 2124 радиоточки.
V. ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
На 1 мая 1948 г. в городе имеется: Магазинов – всего 233, в том числе: Хлебобулочных – 32, Продовольственных – 106, Промтоварных – 31, Прочих – 64;
Предприятий общественного питания – 97, в том числе: Столовых – 39, Чайных и закусочных – 28, Ресторанов – 4, Прочих – 26.
Из общего количества открыто во второй половине 1947 г. 64 магазина и 40 предприятий общественного питания.
Торговая сеть строилась по принципу универсальности, специализация не внедрялась, этим и объясняется, что в городе к настоящему моменту очень мало имеется специализированных продовольственных магазинов: мясо, рыба, овощи, молоко и других.
Во второй половине 1947 г. и в 1948 г. в этом направлении была проведена значительная работа, открыт 21 специализированный хлебный магазин, 8 промтоварных и 9 – мясо-рыба-овощи.
18-летняя Евгения Ивановна Куршева в ставшем родным Мельниково. 1957г.
VI. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В 1947—1948 гг. проведена большая работа по развертыванию подсобных хозяйств при промышленных предприятиях и учреждениях города, как дополнительного источника снабжения трудящихся продуктами питания.
Посевные площади в 1948 г. значительно расширены в сравнении с 1947 г. Так, например: Было в 1947 г. Всего яровых 3784 га, Посеяно в 1948 г. – 7907 га, % прироста – 217,0. В том числе: Зернобобовых – в 1947 г. 2751 га, в 1948 г. – 6090, прирост – 226,0%; Картофеля – в 1947 г. 693 га, в 1948 г. – 1187 га, прирост – 172,0%; Овощей – в 1947 г. 340 га, в 1948 г. – 630 га, прирост – 185,0%; Под индивидуальные огороды – в 1947 г. 590 га, в 1948 г. – 3000 га.
Урожай картофеля и овощей в 1947 г. не обеспечили потребности рабочих и служащих предприятий на зиму 1947/1948 гг.
Для того, чтобы покрыть потребность населения города, картофель завозился из других областей Советского Союза.
Посевные площади 1948 г., должны дать урожай, полностью покрывающий потребность города.
В 1948 г. значительно увеличены посевы индивидуальных огородников, которых насчитывается более 30 тыс. человек.
По животноводству на конец 1947 г. имелось 2556 голов крупного рогатого скота, 1957 свиней и 507 голов прочего скота. Сейчас имеется 2720 голов крупного рогатого скота, 2754 свиней и 514 [голов] прочего скота.
Секретарь горкома ВКП(б) (И. Матузков), " " июня 1948 г.
Продолжим знакомить со сведениями из Справки об освоении города Калининграда первых послевоенных годов в следующих публикациях…
Фотографии из фондов Государственного архива Калининградской области.