Переселенец стал человеком познающим.
«Микророссия»
Прибалтийская природа песчано-глинистых холмов и болотистых равнин была чуждой переселенцам. Ее символическая «реабилитация» шла творчески, изнутри, в частности путем сопоставления с природой родных для них мест. В первоначально чужой природе увиделось что-то знакомое, родное. Это позволило превратить разношерстно населенную Калининградскую область в «Микророссию»:
И полтавские вишни, черешни,
И рязанские облака,
И березовые скворешни
Отразились в тебе, река.
<…>
Ни печали, ни горя не зная
И не ведая черной тоски,
Ты течешь, новый мир познавая,
Внемля голосу Волги-реки.
В перелесках твоих поселились
Наши курские соловьи…
Андрущенко Ю. «Прегель-река».
Опубликовано в газете «Калининградский комсомолец» 26 декабря 1948 года.
Автор географического описания последовал такому же приему, сравнив в обширном перечислении многообразие ландшафтов Калининградской области с многообразием ландшафтов России. Подобные сравнения в первые годы были довольно распространены:
«Еще дальше — новый областной драматический театр. Этот уголок напоминает нам родную Москву. Внешний вид театра походит на фасад Большого театра Союза ССР» (Из статьи В. Наумовой «Солнце сияет для нас», опубликованной в газете «Калининградский комсомолец» 1 января 1949 года). Актуальные в самом начале калининградской истории, сравнения к 1970-м гг. становятся просто литературным приемом, служащим ретроспекции:
Комок земли размял руками,
чтоб знать, каких она солей.
Сравнил с приволжскими степями
клочки бесформенных полей.
Сравнил и фауну и флору,
И подивился чудесам…
Жернаков И. «Зеленодолье».
Опубликовано в сборнике «На обновленной земле» в 1974 году.
«Эта тема глубоко интересует и волнует ребят, и ее необходимо умело использовать в воспитательных целях…»
Одной из массовых форм познания края были экскурсии, походы, летние лагеря, организовывавшиеся для школьников и иногда имевшие обязательный характер. Для десятков тысяч юных калининградцев именно благодаря таким походам и летним лагерям началось знакомство с территорией. Органы народного образования, учреждения культуры уделяли большое внимание досугу школьников, организовывали их краеведческую деятельность. Например, статья Грибовой Л. В. «Изучим наш край! Ко всем пионерам и школьникам Калининградской области» в газете «Калининградский комсомолец» от 21 ноября 1948 года.
Определенное, прошедшее «госконтроль» знание о территории и ее истории давал местный краеведческий музей. Лекторы областного лекторского бюро, систематически выезжавшие в колхозы и районные центры «для пропаганды политических и научных знаний», занимались также и распространением знаний краеведческих, рассказывая о прошлом и настоящем области, о биографиях людей, чьими именами названы населенные пункты, и т. д. Газеты регулярно публиковали популярные статьи о природе края. Приведем любопытный казус, возможно, первый в своем роде. В «Калининградском комсомольце» в рубрике «В часы досуга» была помещена такая задачка: «Железная дорога Калининград — Москва протянулась в широтном направлении. В один из солнечных зимних дней в глубокой выемке проходил поезд. С правой стороны по ходу поезда лежал откос, на котором серебрился снежок; на левом откосе снег весь растаял. Куда шел поезд: в Москву или в Калининград?».
Жители Калининградской области познавали край и стихийно. Охотники, туристы, собиратели даров природы, участники массовых пеших и велосипедных прогулок непрерывно получали знание об этой территории. В различных организациях, в том числе в университете, существовали туристические секции. Местный организованный туризм охватывал сотни тысяч «человеко-экскурсантов». К 1967 г. в областном совете по туризму разработали 35 маршрутов «по местам боевой и трудовой славы нашего народа». За два года по ним прошло более 250 тысяч калининградцев.
Названные выше формы познания территории, включая профессиональную деятельность новых жителей, не могли быстро дать полноценного массового знания. Атмосферу земли неизведанной передает писатель Георгий Метельский. Побывав несколько раз в Калининградской области в 1960-х гг., он был удивлен малой степенью познания этой земли, ее истории людьми, которые живут и работают на ней уже по десять-пятнадцать лет.
Положение Калининградской области как «форпоста СССР на крайнем западе», как бывшей вражеской земли, а ныне пограничной и закрытой, налагало определенные ограничения на знание о ней и на способы его получения. В полноценном знании «простого калининградца» о крае виделась скорее «находка для шпиона», чем для краеведа. Образно говоря, государство монополизировало «чужое» культурное пространство и сделало из него тайну. Кроме того, недостаточность исторической осведомленности обусловила возникновение и распространение среди новых жителей разного рода слухов, спекуляций вплоть до мистических, создав местный фольклор. В определенной степени незнание территории и ее истории, как это было в первые послевоенные годы существования области, продолжалось десятилетиями.
Статья «Не на один майский день. Как готовятся в Гусеве к областному празднику печати» от 15 марта 1989 года, съездившей в один из райцентров журналистки Раисы Минаковой областной газеты «Калининградская правда», напоминает донесение лазутчика с незнакомой вражеской территории: «объект», «выдать», «напасть на след» и т. д. Однако для калининградского читателя такая риторика близка, понятна и допустима.
* * *
Территории переходили «из рук в руки» во все времена, с жителями или без них. В последнем случае исчезал целый мир знаний, создававшийся в течение десятилетий и столетий. Переселенцы в этом смысле начинали с пустого места. Новая земля была для них во всех отношениях terra incognita. Но жить на земле, не зная ее, невозможно. Освоение было не только деятельностью по механическому восстановлению материальных структур и конструированию идеального, но и познанием, ставшим в условиях «чужих» территорий повседневной практикой и жизненной необходимостью. Новые жители Калининградской области, создавая собственный «жизненный мир» (Edmund Husserl) взамен чужого, вынуждены были создать и новый всеобъемлющий мир знаний.
Переселенец стал человеком познающим (homo scientis), добывая знания, доказывая свою правоту окружающим, делясь полученным знанием. История освоения нового культурного пространства есть и история его познания.
Фрагмент работы 2012 года Александра Михайловича Сологубова, историка, кандидата философских наук «ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ КАК HOMO SCIENTIS: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСВОЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ».
Фотографии из семейных архивов А. Сологубовой, Л. Сергеенко и фондов Государственного архива Калининградской области.