Шефская помощь. Из истории сельской повседневности колхозной жизни 1946–1953 годов.
История сельской повседневности колхозной жизни раскрывает специфику особенностей региональной истории.
Жизнь переселенцев, вырванных из привычной колеи, оказавшихся в обстановке тотальной послевоенной разрухи, в незнакомой и во многом чуждой историко-культурной среде, находившихся в непростых отношениях с прежними хозяевами этого края, в сложных, подчас конфликтных отношениях с военными и гражданскими властями, — эта жизнь была полна необычными, часто экстремальными ситуациями и событиями.
Колхозники хронически не успевали вовремя проводить все виды полевых работ, особенно уборку урожая, поэтому местные власти им в помощь регулярно направляли организованные группы горожан — служащих бюджетных учреждений, промышленных предприятий, школьников и студентов. Труд этих подневольных шефов был столь неэффективным, а усилия по организации фронта работ и затраты на их питание столь значительны, что колхозы всеми силами старались «отбояриться» от горожан. При этом ни один председатель, разумеется, не рисковал открыто выступать против партийных установок и возражать своему районному начальству по поводу популярного в те годы лозунга о смычке города и деревни, но самим приехавшим шефам часто без обиняков давали понять, что они для колхозников обуза.
Не все с пониманием воспринимали такое отношение, а глава десанта помощников из Большаковского райпо товарищ Цинк в колхозе им. Ворошилова устроил настоящий скандал, так что 18 августа 1949 г. конфликт пришлось разбирать на партийном собрании. Обращаясь к председателю колхоза, Цинк заявил:
«У тов. Коврижного неправильное понимание в части работы шефов в колхозе. Мы приезжали к Вам не кушать, а помочь в уборке хлеба, поэтому расходоваться Вам абсолютно нет надобности. Вы дважды отказывались от нашей помощи, а ведь помогли два дня наши люди неплохо».
Конечно, такие конфликты были редкостью, чаще обе стороны просто делали вид, что добросовестно приближают искомую начальством смычку. Впрочем, были и попытки создать хоть какие-то стимулы для гостей из города. Один такой случай зафиксирован в протоколе партийного собрания колхоза «Верный путь» Большаковского района от 25 августа 1948 г., на котором разбиралось весьма прискорбное событие. Два члена ВКП(б) вместо ударной работы по сдаче хлеба «организовали выгонку самогонки и попойку, притом по приказанию председателя колхоза», который и выдал на эти цели два пуда зерна.
Как выяснилось, «самогон использовался для угощения работников леспромхоза, которые участвовали в воскреснике по уборке урожая». Пьяниц и самогонщиков собрание дружно осудило, факт угощения алкоголем был признан «антипартийным делом», однако виновники почему-то не понесли сурового наказания. Возможно, на партсобрание подействовала аргументация одного из самогонщиков, прозвучавшая в оправдание своих действий:
«Пьянка 22/VIII была, но это не отразилось на работе. Наоборот, работники леспромхоза после угощения самогонкой лучше работали, так как пьяным никто не был».
Фрагмент работы Юрия Владимировича Костяшова, доктора исторических наук, профессора БФУ им. И. Канта «ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОЛХОЗЫ В 1946—1953 ГОДАХ: КАРТИНЫ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ».
Фотографии из семейных архивов М. Куршева, А. Сологубовой, Жалейко, А. Любина.