Позвольте поздравить с днём 7 ноября...
Государственные праздники
При рассмотрении документов, сохранившихся в фондах колхозов, складывается впечатление, что в стране существовало только два праздника — 1 мая и 7 ноября. Различия в их проведении с учетом сельской специфики были существенные. Весенний «праздник труда» приходился на разгар посевной, поэтому из года в год обком партии, учитывая, что «мы пока находимся в капиталистическом окружении, и особенно наша прифронтовая Калининградская область», объявлял 1 и 2 мая «ударными днями по завершению весеннего сева».
Впрочем, это не освобождало крестьян от следования обязательным ритуалам. Комсомольцы и сельская интеллигенция подряжались на написание и развешивание лозунгов и плакатов, накануне вечером во всех селениях проходили торжественные собрания, на которые старались зазвать лекторов из райцентра.
Так, на собрании в колхозе им. Буденного Гусевского района 30 апреля 1947 г. выступил инструктор райкома ВКП(б) Филиппов, который рассказал о всеобщем воодушевлении советского народа на фоне оживления природы, не упустив случая напомнить слушателям, как им повезло:
«…ведь есть такие страны, в которых народ не имеет возможности праздновать этот праздник лишь только из-за того, что они работают день и ночь, без отдыха, но получают абсолютно мало, а поэтому у них 1-е Мая будет самым тяжелым днем».
Конечно, докладчик не мог не сказать о «предшественниках»:
«На этой земле не так давно жители не праздновали этот великий праздник, за исключением капиталистов и помещиков, а также фабрикантов… но мы празднуем, как и все центральные области России».
Доклад обычно завершался концертом художественной самодеятельности. Так, например, в 1949 г. на 1-е Мая собрание членов колхоза им. Сталина Гвардейского района имело возможность прослушать семь песен и пять стихотворений, которые были представлены «силами хорового и дикломатического кружков». Имеется в виду кружок художественного чтения (декламации). Все использованные в настоящей статье документы написаны от руки и содержат большое количество орфографических и синтаксических ошибок, причем в ряде случаев приходится изрядно потрудиться, чтобы понять смысл того или иного слова (например, «цоц-соревнование, «афтаретет», «фет-врач», «оперцональное дело», «каровятник», «клевузы» и др.) При воспроизведении документов в статье эти ошибки, как правило, исправлялись автором без специальной оговорки.
В сельской местности демонстрации не проводились, но колхозы посылали своих представителей на праздничное шествие в райцентр.
С гораздо большим размахом на селе отмечалась годовщина Октябрьской революции, которая приходилась как раз на конец сезона полевых работ. Помимо доклада, концерта и танцев, правления колхозов принимали решение об устройстве «общественного обеда». Так, в колхозе «Свобода» Озерского района на эти цели в 1948 г. выделили «денег 1500 руб., мяса 75 кг, пшеницы 2-го сорта 150 кг, масла сливочного 6 кг, меда 35 кг (2-ой (непищевой) сорт пшеницы и мед в то время были главными ингредиентами для самогонокурения), молока 80 литров, картофеля 200 кг».
Артели победнее организовывали для своих членов после доклада довольно скромное угощение «с мясом из расчета 200 граммов на трудоспособного» или всего лишь выдавали школьникам на подарки «10 кг муки пшеничной и 150 руб. денег».
Районные власти бдительно следили за такого рода инициативами, подрывавшими, по их мнению, благосостояние артелей. Так, в отношении колхоза «Красный Октябрь» Приморского района в 1947 г. райсельхозотдел провел настоящее расследование и принял решение «О неправильном праздновании в честь Октябрьской революции за счет колхоза», по которому участников обеда заставили из собственного кармана оплатить все расходы на праздник (5 тыс. рублей, 40 кг муки, 30 кг мяса, 75 кг картофеля).
В некоторых колхозах ждать праздника до 7 ноября было невмоготу, поэтому получила распространение практика устройства «праздников урожая» ранней осенью. Так, в колхозе им. Буденного Гусевского района правление под давлением рядовых членов приняло постановление «О праздновании 3-й годовщины со дня организации колхоза» и объявило 5 октября 1949 г. выходным днем. Колхозникам был выдан денежный аванс на общую сумму в 2 тыс. рублей, а также принято решение забить выбракованный скот и продать 1 т мяса для устройства праздничного обеда.
Наконец, все праздники сопровождались мерами по усилению революционной бдительности с организацией круглосуточной охраны, поскольку именно в эти дни в расположение колхозов «врагами народа могут быть засланы шпионы и диверсанты».
Фрагмент работы Юрия Владимировича Костяшова, доктора исторических наук, профессора БФУ им. И. Канта «ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОЛХОЗЫ В 1946—1953 ГОДАХ: КАРТИНЫ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ».
Фотографии из архива А. Сологубовой и фондов Государственного архива Калининградской области.
Продолжение следует…