Ещё раз о важнейшем этапе подготовки области к приёму первых жителей.
Вопрос о создании советских военных комендатур на территории других государств, занятых советскими войсками, впервые встал, по-видимому, летом 1944 года. В связи с предстоящим вступлением войск на территорию Польши 29 июля Государственный Комитете Обороны принял постановление, которым определялось назначение военных комендантов «в каждом уездном, волостном центре и наиболее крупных населённых пунктах, а также на железнодорожных станциях, шоссейно-грунтовых и водных путях сообщения». Предполагалось, что комендатуры будут действовать до восстановления нормальной работы органов местной власти.
Бойцы РККА получают свежие газеты в населенном пункте на подступах к Кёнигсбергу.
Деятельность советских комендатур в Кёнигсберге – Калининграде уделяется значительное внимание в литературе. Гораздо меньше изучена работа военных комендатур в районах молодой советской области, где им пришлось решать комплекс задач преимущественно невоенного назначения, в том числе в сельском хозяйстве. Для этой цели в каждой районной комендатуре было организовано от 2 до 5 военных совхозов (в Земландском районе – 7). На 10 сентября 1945 года насчитывалось 57 таких хозяйств. Главное, что удалось сделать комендатурам летом 1945 года – нормализовать ситуацию.
Красноармейцы слушают игру на фисгармонии на берегу залива Фришес-Хафф
Средняя плотность населения по районам едва достигала 10 – 12 человек на кв. км. При этом только 20 – 30% немецкого населения было трудоспособно. Только 21 августа 1945 года директивой №01605 военным комендантам было предписано приступить к «развитию экономики районов, а именно: к восстановлению предприятий коммунального характера – водопроводов, источников электроосвещения, очистке городов от строительного мусора, сборке сельхозинвентаря для осенне-посевной кампании и его ремонту и т.д.»
Раздача пищи советским бойцам в Пиллау (в настоящее время город Балтийск) после окончания боев за город.
К 1 сентября 1945 года дали ток электростанции в Хайлигенбайле, Пальмникене, Велау, Тапиау, Лабиау, Гумбиннене, Нойхаузене и других населённых пунктах. Было восстановлено 30 мельниц с производительностью от 25 до 80 тонн муки в сутки, работало 20 хлебопекарен. Приступили к работе 6 лесопильных заводов. Военным комендатурам удалось открыть 8 детских домов для немецких детей общей численностью на 647 человек.
Красноармеец А. Бородулин раздает своим товарищам первую почту, полученную в Германии.
К этому же времени были восстановлены водопроводы в Фишхаузене, Пальмникене и «местечке» Раушен. Для бытового обслуживания военнослужащих и местного населения работали 20 сапожных мастерских, 26 портновских мастерских, при всех комендатурах работали парикмахерские. В каждом районе действовали больницы (всего 24 больницы, 43 амбулатории с общим количеством коек на 2767 больных). В тоже время оставалась разрушенной канализация, городских бань не было, крупные прачечные комбинаты тоже отсутствовали.
Красноармейцы транспортируют пушку по Кнайпхофише Ланггассе.
19 ноября 1945 года было создано Временное управление по гражданским делам, которому поручалось осуществление «экономических функций по восстановлению народного хозяйства на территории военного округа и управлению населением». В состав управления передавался отдел по руководству военными комендатурами. Коменданты имели помощников по хозяйственным и сельскохозяйственным вопросам. Для обеспечения порядка на подведомственной территории в управлении районной комендатуры имелся стрелковый взвод.
Разбитые автомобили на улице взятого штурмом Кёнигсберга.
Придание комендатурам воинских подразделений было необходимой мерой в связи с нередкими случаями грабежей, насилия, самовольного демонтажа оборудования, несанкционированной разборки зданий и сооружений. В районах, примыкавших к территории Литовской ССР, обыденным явлением стало расхищение оборудования, строительного материала и других материальных средств. В частности, зимой 1945-46 годов по льду реки Неман перетаскивали оборудование сульфитно-спиртового завода г. Рагнита. В марте-апреле 1945 года трофейной службой 3-го Белорусского фронта была проведена паспортизация кирпичного завода в этом же городе. Так как на заводе отсутствовала охрана, к январю 1946 года оборудование завода в значительной степени было разукомплектовано и расхищено. В Эйдткунене, по сообщению военного коменданта, «жилой фонд города разоряется гражданами Литовской ССР… Из домов выносят стёкла, рамы, двери, срывают пол, электропроводку, ломают изгороди, вывозят сельхозинвентарь».
Разрушения железнодорожного узла Кёнигсберга.
В населённых пунктах Пиллькалленского района «большая часть мебели и сельхозинвентарь растасканы со стороны литовских граждан». Очевидцы сообщают, что в 1945 – 1946 годах практически был разобран на строительные материалы и перенесён через реку Шешупу сильно разрушенный в результате ожесточённых боёв в октябре 1944 года прусский городок Ширвиндт. Допускались злоупотребления и советскими военнослужащими, и первыми советскими гражданами, появившимися в новой российской области. Воинское подразделение в силу своей малочисленности не всегда могло в подобных случаях обеспечить порядок в подведомственном районе, но всё же являлось определённым стабилизирующим фактором.
Немецкие беженцы на улице Пиллау проходят мимо колонны советских самоходных артиллерийских установок СУ-76М.
Следует отметить, что на военные комендатуры ложилась ещё одна весьма специфическая задача. Своими силами комендатуры должны были воспрепятствовать несанкционированному перемещению немецкого населению, возвращавшегося в места своего прежнего проживания из районов Восточной Пруссии, отошедших Польше.
Советские солдаты переносят оружие погибших товарищей после боя в Восточной Пруссии.
Штат военных комендатур был укомплектован к середине декабря 1945 года. Однако многие из них выполняли свои обязанности с более раннего времени. Так, коменданту Малькову удалось добиться открытия двух больниц и детского дома для немецкого населения во Фридландском районе ещё к середине сентября.
Советские офицеры проходят возле пострадавшего в ходе боев Королевского замка в Кёнигсберге.
Деятельность Фридландской комендатуры в этот период следует считать весьма успешной. В частности, на 15 ноября 1945 года во Фридланде была восстановлена водяная мельница производительностью 25 тонн муки за сутки. По донесению Малькова, силами военной комендатуры удалось восстановить гидростанцию мощностью 11 тысяч киловатт во Фридланде, а при содействии военных строительных организаций – электростанцию мощностью 2,5 тысяч киловатт в Гросс-Вонсдорфе (ныне посёлок Курортное).
Специальный фронтовой корреспондент газеты «Красноармейская правда» (3-го Белорусского фронта) А. Т. Твардовский (1910 — 1971) в Кёнигсберге после боев за город.
В целом упорядочение работы военных комендатур в конце 1945 года позитивно сказалось на экономической жизни региона, но ряд задач решить не удалось. Холодная зима, болезни и голод 1946 года привели к высокой смертности среди немецкого населения (в отдельные месяцы – до 2000 человек). Продовольствие и промтовары в область почти не поступали. Население имело деньги, но на них нечего было купить: фонд заработной платы по области в апреле-мае 1946 года составил 190 млн. руб., а оборот розничной сети за этот же период – только 57,4 млн. руб.
Фотокорреспондент газеты «Правда» гвардии капитан Николай Фиников.
К моменту передачи властных полномочий гражданскому управлению военным комендатурам всё же удалось нормализовать жизнь в регионе и заложить основы для последующего развития местной промышленности и коммунального хозяйства.
Проводы советских солдат из Кёнигсберга.
Работа Геннадия Викторовича Кретинина, доктора исторических наук «Ещё раз о военных комендатурах Кёнигсбергского Особого Военного округа в 1945 – 1946 годах».
Фотографии взяты с сайта https://waralbum.ru/
#фондкультурныхинициатив #75летКалининградскойОбласти