О положении дел в решении жилищной проблемы в условиях начала становления самой западной области Российской Федерации.
В архивных материалах читатель, безусловно, обратит своё внимание на те из них, в которых речь идет о фактах разорения некоторых жилых домов и квартир ради приобретения дешевого строительного материала для ремонта своего жилья и мерах борьбы с этим злом не только отдельных граждан, но и соответствующих организаций (см. приказ по Кенигсбергскому городскому управлению по гражданским делам № 2 " " мая 1946 г., отношение начальника городского управления по гражданским делам г. Калининграда Колосова начальнику областного управления МВД генерал-майору Трофимову).
Столь же решительными, как следует из публикуемых материалов, были меры воздействия военных и гражданских властей по пресечению случаев самовольного вселения в жилые дома и квартиры отдельных граждан и организаций, Показательным примером тому может быть для читателя приказ по Кенигсбергскому городскому управлению по гражданским делам от 18 июня 1946 г. № 10, которым за сульфитно-спиртовым заводом № 2 Главлесспирта при Совете Министров СССР закреплялись дома по улице Стекольной, освобождавшиеся военными. Но вопреки приказу один из этих домов с применением силы оружия был занят ЦБК-2, а рабочие спиртзавода выселены.
Приказом "За незаконное выселение рабочих спиртзавода из дома № 80 с применением вооруженной силы ЦБК-2" материал был направлен прокурору области. В другом случае гражданское управление направило прокурору области мотивированное отношение "Санкционировать выселение из квартиры по Ростовской улице, 80 гражданина [...]*, ложно рекомендовавшего себя в жилотделе и 6 районе за секретаря РК ВКП(б) 6 района и получившего обманным путем ордер на право вселения в эту квартиру. Приказом по гражданскому управлению соответствующие должностные лица обязывались "изъять у [...]* незаконно присвоенный дом,., а материалы о незаконном использовании рабочей силы для ремонта своего дома [...]* направить городскому прокурору для расследования и привлечения к ответственности.
В то же время нельзя обойти и документы противоположного характера, отразившие заботу о жилье заслуженных людей.
Предпринятый таким образом обзор выявленных и представленных документов и материалов показывает, что жилищная проблема, определявшая основы и условия жизни многих тысяч советских людей, переселившихся на свое новое местожительство, представляла собой одну их важных, острых и трудно решавшихся социально-экономических и политических проблем становления новой области. По своим параметрам и содержанию она во многом отличалась от подобных в других районах страны. Решалась она не на путях нового строительства, а прежде всего учетом и распределением жилых помещений, сохранившихся от военного времени, и восстановлением тех из них, которые еще можно было восстановить, хотя процент сохранности многих из них был невелик — (в пределах 20—30 процентов). И тем не менее в 1945—1947 тт. в области были заложены необходимые предпосылки для этих работ.
Публикуемые материалы создают строго документированное представление о положении дел в решении жилищной проблемы в условиях начала становления самой западной области Российской Федерации.
Фрагмент работы профессора, доктора исторических наук И. А. Фарутина. Опубликована в научном сборнике «Калининградские архивы» вып. 2, 2000 год.
Фотографии и документы из фонда Государственного архива Калининградской области.
#фондкультурныхинициатив #75КалининградскойОбласти