Обеспечением жизнедеятельности целого региона в середине хозяйственного 1945 года занимался Военный совет Кёнигсбергского особого военного округа.
Экономика СССР в послевоенный период работала с чрезмерным напряжением сил: война еще не завершилась, предстояли боевые действия на Дальнем Востоке, необходимо было срочно восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство западных регионов страны. Кроме того, экономика была плановой, и найти резервы для обеспечения жизнедеятельности целого региона в середине хозяйственного года едва ли было возможно. Территория находилась в ведении военных властей, на них и легла вся тяжесть решения социально-экономических задач. Непосредственно этим занимался вначале Военный совет 3-го Белорусского фронта, а затем Военный совет Кёнигсбергского особого военного округа.
Особому военному округу предстояло обеспечить продовольствием личный состав трех армий (11-й гвардейской, 48-й и 50-й) и примерно такое же по численности количество немецкого населения.
Войска фронта, а затем округа летом 1945 г. испытывали серьезные продовольственные затруднения. По сообщениям интендантской службы, в войсках к августу 1945 г. в солдатском рационе отсутствовали жиры, овощи, картофель. Были небольшие запасы крупы, в основном ячневой, которой солдаты питались уже четыре месяца. Из-за отсутствия жиров и овощей пища готовилась однообразно, с низкими вкусовыми качествами (овощи и картофель пытались заменять ржаной мукой, использовался почерневший старый картофель). Фронт имел в запасе 12,6 сутодач мясопродуктов. Отсутствовавшие жиры приходилось заменять мясом, в результате чего обеспеченность мясом сократилась до 7 сутодач. Если продолжать забивать молочный скот, обеспеченность мясом выросла бы до 10 сутодач. Но тогда к 23 августа в особом военном округе не было бы уже ни скота, ни жиров, ни мяса. Обеспечение мясом и молокопродуктами в таком случае целиком зависело бы от поставок из Центра.
Командование 3-м Белорусским фронтом еще до окончания боевых действий предвидело такую ситуацию. Выход из нее виделся в проведении на подведомственной территории весеннего сева, организации масштабных сельскохозяйственных работ. Всем этим должны были заняться войска, конечно, с привлечением местного населения. Для выполнения конкретных задач приказом командующего войсками 3-го Белорусского фронта от 24 марта в войсках начали создаваться подсобные хозяйства. Именно они в апреле 1945 г. приступили к подготовке посевной кампании.
Сев был организован на всей территории Восточной Пруссии. Учет выполненных работ велся отдельно: войска фронта сеяли самостоятельно, военные комендатуры — с использованием местного населения. Такое распределение работ сказалось сразу же, причем не в пользу военных комендатур. Уже 11 мая 1945 г. начальник сельхозуправления штаба 3-го Белорусского фронта майор интендантской службы Лебедев сообщал, что подсобные хозяйства, созданные на период посевной кампании в войсках, выполнили плановое задание на 129 %. В то же время военные комендатуры, где испытывался явный недостаток сельскохозяйственных рабочих (немецкое население, занятое адаптацией к новым жизненным условиям, не стремилось к проживанию в сельских районах, да и к работе в поле тоже), засеяли только 72 % от плана. Причем наиболее низкими были показатели в посадке овощей, где особенно требовался ручной труд, — всего 14 % планового задания.
Постановлением Военного совета 3-го Белорусского фронта № 043 от 5 июля 1945 г. часть посевов была передана вновь образованной Северной группе войск (Польша). Из 20 675 га, засеянных комендатурами на территории, подведомственной фронту, в Кёнигсбергском особом военном округе осталось всего 4235 га.
В то же время после передислокации войск из Кёнигсберга и прилегающих к нему районов вглубь страны потребовалась передача посевных площадей, числившихся за убывшими войсками, военным комендатурам. В их ведении начали создаваться военные совхозы, которые и занимались уборкой урожая 1945 г. и выполнением других сельскохозяйственных работ.
На 1 октября 1945 г. за военными комендатурами для уборки зерна числилось 17 478,5 га засеянных земель. Предполагалось, что эти посевы должны обеспечить хлебом немецкое население районов, за исключением Кёнигсберга. Районным военным комендатурам удалось завершить обмолот хлеба и собрать около 15,5 тыс. т зерна. Собранное зерно было израсходовано на питание 31 725 чел. трудоспособного и 39 875 чел. нетрудоспособного немецкого населения, на посев озимых и на фураж.
Фрагмент работы доктора исторических наук Геннадия Викторовича Кретинина «ВОЕННЫЕ КОМЕНДАТУРЫ КЁНИГСБЕРГСКОГО ОСОБОГО ВОЕННОГО ОКРУГА В 1945—1946 ГОДАХ», опубликованной в Вестнике РГУ им. И. Канта в 2006 году, вып. 12.
Фотографии взяты с сайта https://waralbum.ru/
#фондкультурныхинициатив #75летКалининградскойОбласти