КАК РЕШАЛАСЬ ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945-1947 гг.
ИСТОРИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОКУМЕНТАХ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
ИЗ ДОКУМЕНТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ ОБЛАСТИ. КАК РЕШАЛАСЬ ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА В 1945-1947 гг.
Жилищная проблема в условиях начала становления области не получила своего отражения ни в сборнике документов и материалов "Самая Западная", ни в других научных и популярных изданиях ни как самостоятельная проблема, ни как составная часть более обшей проблемы — заселение области советскими людьми. А между тем это была одна из наиболее острых и трудно решавшихся социально-политических и экономических проблем того времени. И поэтому она требует к себе особого внимания исследователей.
В результате военных действий ее экономической базе в целом, жилому фонду, в частности, был причинен огромный ущерб. Так, в Калининграде более девяноста процентов зданий было разрушено. А это значило, что от шести миллионов квадратных метров жилой площади довоенного времени здесь осталось не более шестисот тысяч квадратных метров, в той или иной степени по самым минимальным нормам того времени, пригодных для жилья 60—70 тысячам человек. Население же города по состоянию на 1 августа 1946 г. насчитывало около 70 тысяч человек, в том числе около 40 тысяч немцев и около 30 тысяч советских граждан.
Перспективы и возможности развития области были неизбежно связаны с необходимостью высоких темпов роста ее населения и прежде всего областного центра за счет переселения советских людей из других районов страны. Материальные же и людские ресурсы, необходимые не только для нового жилищного строительства, но и для восстановления разрушенного жилого фонда, были крайне ограничены. Рассчитывать на помощь страны не приходилось.
В городах области состояние жилого фонда представлялось неоднозначным. В некоторых из них оно было удовлетворительным, в других — тяжелым. Что касается сельской местности, то там жилищная проблема решалась легче. По утверждению Тамары Алексеевны Прошиной (советского партийного работника, руководителя архива – директор ГАНИКО (1992–2007), Заслуженного работника культуры РФ), со ссылкой на достаточно авторитетный источник, прибывшие в 1946—1947 гг. в область колхозники обеспечивались жильем на 94,5 процента от их общего числа, надо полагать, за счет сохранившихся и восстановленных немецких жилых домов.
Острота и сложность жилищной проблемы в области в целом и в Калининграде в особенности определялись и тем, что в течение первых двух с половиной лет ее фактического существования пять раз менялись органы государственного управления. Это были временные органы, не предусмотренные Конституцией страны, и по характеру своей деятельности являлись в определенной мере чрезвычайными, с той лишь разницей, что одни из них находились в подчинении военного командования 3-го Белорусского фронта или Особого военного округа, а другие — в подчинении Совета Министров РСФСР. Постоянно действующие местные органы государственной власти и управления в лице Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов в строгом соответствии и на основе Конституции СССР и РСФСР были созданы лишь в конце 1947 — начале 1948 гг. Недостаточно разработанной оказалась юридическо-правовая база решения проблем, связанных со становлением области, в том числе и жилищной. Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Калининградской области был принят лишь год спустя после завершения разгрома восточно-прусской группировки войск противника, а Указ "О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи в Калининградской области" и того позже — 21 июня 1946 г. вместе с другими важными государственными актами.
Все это создавало питательную среду для различного рода злоупотреблений и произвола.
Свидетельствами того, что одной из важнейших задач, которые решали сменявшие друг друга органы государственного управления области, было налаживание учета и порядка распределения жилого фонда, являются документы и материалы. На первых порах в штате районных военных комендатур и в управлении военной комендатуры города были предусмотрены должности техников-смотрителей.
Фрагмент работы профессора, доктора исторических наук И. А. Фарутина. Опубликована в научном сборнике «Калининградские архивы» вып. 2, 2000 год.
Фотография из фонда Государственного архива Калининградской области
#фондкультурныхинициатив