+7 (963) 293-78-57

Главная Фонд президентских…

О художественной керамике Ласденена

В 1932 году младшая дочь владельца имения и кирпичного завода в Ласденене Вильгельма Даниэльчика основала мастерскую по изготовлению керамических изделий на основе сырья из глиняных карьеров родительского производства.

Из воспоминаний доктора Конрада Мурра, родившегося 1931 году в Вене, племянник Евы Хартманн, урождённой Даниэльчик.

 

Ева Даниэльчик, младшая дочь владельца имения и кирпичного завода в Ласденене Вильгельма Даниэльчика, в 1932 году основала мастерскую по изготовлению керамических изделий на основе сырья из глиняных карьеров родительского производства.

Ева познакомилась с керамикой во всех ее разновидностях в Бунцлау в Силезии, а там же изучила искусство гончарного дела. Она сдала экзамен на подмастерье экзаменационной комиссии в Пиллькалене, а затем – на степень магистра в Дрездене.

Младшая дочь Даниэльчиков получила уроки скульптуры у профессора Артура Штайнера в Кёнигсберге. Этот мастер нам известен, как скульптор-анималист, автор работы «Лось» в Гумбиннене. Ева была первым мастером гончарного дела в районе Пиллькаллен. Ее керамические работы вскоре стали известны, желанны и популярны во всей Восточной Пруссии!

 

Сначала родители устроили мастерскую своей младшей дочери в подвале усадьбы на Шиллфельд-штрассе, 22 в Ласденене. Девочкой были созданы небольшие предметы, в основном маленькие вазочки, чашки и пары горшков в восточно-прусском стиле, а также горшки и миски с прозрачной глазурью, причем красивая красная глина особенно хорошо выделялась.

Тема встречи жителей Зальцбурга в Гумбиннене дала возможность впервые и не без успеха предложить продукцию мастерской, как вспоминает, работавшая с самых первых лет сотрудница Ренате Хорат. Следующий успех гончарной мастерской пришел во время ярмарки Балтийского моря в Кёнигсберге. В керамике из Ласденена видели продолжение гончарного мастерства Толкемите (город Толькмицко в Польше), расположенном на Фришен-Хафф в районе Эльбинга, который затих. Особой популярностью пользовалась яркая посуда с васильковым узором.

Вдохновленный успехом своей дочери Евы, отец Вильгельм в 1935 году построил большое представительное здание для гончарного дела с широкой заметной надписью: «Художественная гончарная мастерская Даниэльчика, построенная в 1935 году» («Kunsttöpferei Danielczick, erbaut 1935») и большим керамическим рельефом на входе, изображающим гончара за гончарным кругом. В подвале размещалась первичная переработка глины и нижняя часть большой печи. Обжиг велся большими бревнами. Так что установить требуемую температуру обжига было непросто. До сих пор хорошо помню, как выжидающие смотрели через глазок в стене из шамотных кирпичей, которыми была облицована печь, перед каждым обжигом огнём за установленными конусами Зегера*, указывающие правильную температуру горения.

*Зегерные конусы (единица значения – SK) являются испытательными корпусами для определения огнестойкости. Они названы в честь керамиста Германа Зегера (1839-1893), который разработал их в 1885 году для своих исследований огнестойкости различных материалов. Стандартные конусы из проверяемого материала имеют высоту около 5 см и слегка скошены. Конус медленно нагревается в жаровне, по тому как кончик конуса полностью опрокидывается, по точке падения определяется необходимая температура выпечки в печах для обжига керамики и гончарного дела.

На первом этаже располагались офисные и рабочие помещения с несколькими гончарными кругами, одна из них с электроприводом для запуска серийного производства. На верхнем этаже располагались складские и упаковочные помещения, а также помещения с кухней и ванной для трех сотрудников. Многие любители ласдененской керамики могут еще вспомнить экскурсии по гончарному мастерству со своим школьным классом.

 

За работу кирпичного завода и добычу глины отвечал брат Евы – Вернер (погиб в 1941 году в России), получивший образование инженера по кирпичной кладке в коммерческом колледже в Кётене (город в Германии, земли Анхальт). Он был техническим консультантом по гончарному делу. Ева Даниэльчик ярко описывает методы добычи сырья в первые дни их существования в дневниковых записях для своих внуков:

«Глина добывалась на нашем собственном поле. Для этой цели отец Вильгельм арендовал большие участки земли. Почву нужно было расчистить до глубины двух лопат, а под ней лежала лучшая глина, слоем 5-10 лопат. Запас был на 100 лет.

К месту разбора вела легко сложенная дорожка, по которой лошади тянули две телеги. Глину сгружали в большие ямы в земле (думаю, их было 4), боковые стены которых были сделаны из досок или бетона, чтобы изолировать глину от земли. Здесь в глину добавляли песок. Тяжелую массу вручную лопатами и топча ногами перемешивали – это был для мужчин тяжкий труд.

Я рассказываю об этом только для того, чтобы вы поняли, насколько все примитивно!»

На 1939 год, согласно проведённой переписи населения, в Хазельберге постоянно проживали 2070 человек, что было указано в "Официальном муниципальном справочнике Германского рейха".

С 1945 году этот район переименован в Краснознаменск. Но именно вокруг этих мест есть обширные залежи глины, среди которой встречается и красная глина, очень похожая на месторождения глины Кадинена на Фришен-Хаффе (город Толькмицко в Польше). Керамика Кадинена составляет базовые основы кирпичной и гончарной керамики в Восточной Пруссии. Месторождения обязаны своим геологическим происхождением, связанные с процессами таяния ледника. Красный оттенок объясняется богатым содержанием железа.

 

В 1939 году Ева Даниэльчик вышла замуж и переехала в Швельм в Вестфалию, на родину её мужа. Изготовление керамики в Хазельберге продолжилось двумя керамистами в арендованной в 1942 году мастерской г-жой Юшей Шнайдер-Деринг, которая содержала её до своего бегства в 1944 году.

Юша успела познакомиться с гончарным делом в Ласденене во время своей стажировки в 1939 году, где выдержала экзамен подмастерья после окончания Государственной художественной школы в ее родном Гамбурге. С 1939 по 1942 годы проходила обучение в Гамбургском университете изящных искусств. В 1942 году вместе с мастерами Янне Беккер (Эска) и Сигрид Крюгер берут в аренду художественную керамическую мастерскую в Ласденене. В 1943 году в Кёнигсберге выдерживает экзамен мастера. В 1944-45 годах, покинув Ласденен из-за военных действий, переезжает в Брюль в Мекленбург, где работала мастером на фабрике печной плитки Фентенс (Fentens) и в гончарной мастерской Густава Гримма в Гамбург-Шнельсен. В 1948-49 годах возглавила в Гамбурге мастерскую Сибиллы Блюменфельд, а в Берлине основала керамическую фабрику, в то время как в Рендсбурге работала мастером компании «Рутс Керамик». В 1950 году в Рендсбурге вместе с Зигфридом Шнайдером основала собственную мастерскую «Rendsburger Fayence-Manufaktur». В 1952–54 годы переезжает в родной Гамбург со своим цехом в связи с приобретением «Ганза-Керамик». В 1954-58 годы работает в мастерской в замке Грабау близ Бад-Ольдесло, а в 1958 году переезжает со своей мастерской в Бад-Ольдесло, земли Шлезвиг-Гольштейн.

В своё время Юша Шнайдер-Деринг призналась Шлезвиг-Гольштейну: «Восточная Пруссия была и останется моей большой любовью!»

 

Подруга Евы Даниэльчик по совместному обучению в Бунцлау, а затем работница первых лет в мастерской Ласденена Рената Хорат-Веспер, которая, как и Ева, сдала магистерский экзамен в Дрездене, после войны основала свою гончарную мастерскую в Хагене в Вестфалии. Её мастерская изготавливали керамику в стиле Ласденена, в том числе вазы, тарелки, кувшины и плитки с гербами городов Восточной Пруссии и изображениями местной фауны, а также подсвечники в виде ангелов.

«Глиняное» заклинание Уилла Веспера, которую он когда-то написал для своей дочери Ренаты и мастерской в Ласденене, до сих пор дорога ей как лейтмотив:

«Боже, храни страну –

Глину, круг и обжиг –

И мою руку».

 

В своей гончарной мастерской в Брандерхайде/Бранде-Хёрнеркирхен (в Шлейзвиг-Гольштейне) Сигрид Петерсен производила керамику с подписью «Искусство Ласденена». Ещё будучи стажёром в 1939 году Сигрид познакомилась с продукцией гончарной мастерской Ласденена вместе с Юшей Шнайдер-Деринг. Она написала о своей работе в одном очерке: «Когда я открыла свою мастерскую в 1976 году, ко мне подошла пожилая женщина из Восточной Пруссии и попросила меня дополнить ее кофейный сервиз из Ласденена, поскольку некоторые предметы сервиза раскололись во время бегства. Мне это хорошо удалось, и я влюбился в васильковый узор!»

В настоящее время керамику в стиле Ласденена продолжает Керстин Вебер в своей мастерской в Вердоле в Северной Рейн-Вестфалии. Керстин в середине 1960-х годов приобрела каталоги с фотографиями и книги с образцами изделий, которые принадлежали мастерской Ласденена. Продукция мастерской госпожи Вебер регулярно представляется на ежегодных музейных рынках Государственного музея Восточной Пруссии в Люнебурге.

  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
  • О нас
    • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
    • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
      • Печатный станок от Новгородской Печатни.
      • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
      • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
      • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
      • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
      • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
      • Гравюра на картоне. Введение.
      • Линогравюра. Введение.
      • Шелкография. Практические знания. Новгородская Печатня.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
    • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • Учредительные документы
  • Калининградская область. Переселенцы. История первых
  • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
  • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Услуги
    • Учредительные документы
  • Наши партнёры
  • Новости
    • Фонд президентских грантов. Сохранение исторической памяти. "История. Люди. Память"
    • Калининградская область. Переселенцы. История первых
    • Проект «История Люди Память» победитель в конкурсе социальных проектов «Мой проект — моей стране!» в номинации «Культура».
  • Статьи
    • Летняя арт-лаборатория завершила свою работу в НП "Куршская коса".
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • История планерного спорта
    • История заповедания природы Куршской косы
    • Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
    • Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес
    • Национальный парк
    • Заказник
    • Мастер-классы от лучших специалистов
  • Денисенко Ирина Васильевна
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
    • В Советске состоялась презентация проекта «Наш Советск-Тильзит. Город в миниатюре».
  • Контакты
    • Учредительные документы
  • «Летняя Арт-Лаборатория 2018-19»
  • ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО! Проект-победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации
    • Денисенко Ирина Васильевна участник проекта "Эстамп - это здорово!"
    • Творческая Мастерская «Альтернатива-Арт» участник проекта ЭСТАМП – ЭТО ЗДО́РОВО!
    • Приглашение ТМ "Альтернатива-Арт" к участию в Весеннем практикуме от "ВВЕДЕНСКОЙ СТОРОНЫ"
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Первая обучающая часть проекта.
    • «ЭСТАМП – ЭТО ЗДОРОВО!» Очный практикум проекта.
    • Ирина Денисенко об участии в проекте «Эстамп – это здорово!».
  • Галерея Кота Остроухова (Остроухов И. С. (1858-1929) русский художник-коллекционер)
    • Денисенко Ирина открывает сезон персональной камерной выставкой «Гербарий».
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
    • "Каждый народ - художник". Международный союз художников - педагогов.
    • Всероссийский изобразительный диктант. Международный союз художников - педагогов.
    • I Международный благотворительный конкурс «Каждый народ – художник». Очный этап ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
  • Дневник наблюдений Арт-Лаборанта 2018
    • «СУШКА» - выставка конкурс работ дня!
    • Нейрографика
    • ПАСТЕЛЬ
    • ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА «СУХАЯ КИСТЬ»
    • КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
    • АКВАРЕЛЬ
    • Узелковый БАТИК!
    • ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ – ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ!
    • МЭЙЛ-АРТ
    • СКРАПБУКИНГ
    • Немного про композицию и её восприятие
    • НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ!
    • МАСТЕРСКАЯ «ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ» с Дмитрием Титовым г. Самара
    • ОХОТА НА МУСОР
    • ПРАВИЛА ОТРЯДНОЙ СВЕЧИ!
    • КАК ИССЛЕДОВАТЬ МИР?
  • ЛЕТНЯЯ АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ 2016
  • Городское сообщество и сотрудники «Технополиса GS» на единой площадке.
  • ГБУ КО «Образовательно-методический Центр»
  • ТМ "Альтернатива-Арт" в СМИ
    • В Советске появилось «Современное искусство»
    • Персональная выставка Ирины Денисенко «Пауки»
  • Учредительные документы
Пленэр Летняя Арт-Лаборатория

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Маленькая студия, где можно собраться творческим людям разных возрастов и профессий порисовать, обменяться своими идеями.

https://vk.com/club179551350

УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "АЛЬТЕРНАТИВА-АРТ"

Организация работает с разными категориями населения, разных возрастов и физических возможностей (включая лиц с ограниченными возможностями и лиц с психическими отклонениями) в зависимости от их личной заинтересованности деятельности реализуемой организацией (каждый имеет право на самореализацию).

+7 (963) 293-78-57